Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << Античная литература | 

Поэтика гомеровских поэм:

а) Эпическая поэзия:

Высший род искусства - поэзия. Она осуществляет смысл идеи во внешнем и организует духовный мир в совершенно определенных, пластических образах. Все внутреннее глубоко уходит здесь во внешнее, и обе эти стороны - внутреннее и внешнее - не видны отдельно одна от другой, но в непосредственной совокупности являют собой определенную, замкнутую в самой себе реальность - событие. Здесь не видно поэта; мир, пластически определенный, развивается сам собою, и поэт является как бы простым повествователем того, что совершилось само собой. Это поэзия эпическая.

Она есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю. В эпической поэзии выражается созерцание мира в жизни, как сущих по себе и пребывающих в совершенном равнодушии к самим себе и созерцающему их поэту или его читателю.

б) понятие поэтики:

Поэтика - это наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них использованных. Общая поэтика исследует возможные способы художественного воплощения замысла писателя и законы сочетания различных способов в зависимости от жанра, вида литературного и рода литературного. Основной проблемой общей поэтики является установление соотношений между замыслом и совокупностью художественных средств, используемых в произведении. Художественные средства могут быть классифицированы по различным уровням, располагаться между замыслом и конечным его воплощением в словесной ткани. Низшие уровни непосредственно связаны с языковым материалом художественного произведения и в своей совокупности могут быть названы поэтическим языком или художественной речью.

в) характер поэтической техники и ее приемы в поэмах Гомера:

Основной характер поэтической техники определяет художественный стиль: огромное влияние эпический стиль оказывает на способы изображения действительности. Поэтому художественный стиль гомеровского эпоса отличается большой строгостью, выработанностью и традиционностью, совпадает архаизация и модернизация. Архаизация имеется здесь потому, что Гомер склонен к восстановлению старых мифов еще крито-микенской культуры, со всей свойственной им древней строгостью поэтической формы. С этим связано также и то, что формирование гомеровских поэм происходило в условиях уже твердой эпической традиции, доходившей до искусственности и формализма. С другой стороны, однако, в эти отстоявшиеся и исконные формы эпической поэзии Гомер вкладывает вполне новое содержание, наполняет их психологией и отражением восходящей греческой демократии, в результате чего древние мифы и строгие поэтические формы начинают звучать уже по-новому и архаизация эпоса сливается с его модернизацией в единое и нераздельное целое.

1) ретардация:

Эпический художник не просто объективен, он очень деловито подходит к изображаемой им действительности. Обстоятельность, неторопливость повествования (характерная особенность эпического сказания) была возможна только благодаря любовному вниканию во всякие мельчайшие подробности. И это, конечно, одна из самых существенных сторон эпического стиля, потому что отсутствие интереса к внутренним переживаниям личности с необходимостью приводило к бесконечно внимательной и бесконечно обстоятельной фиксации всего внешнего, все равно, существенно оно было или нет.

Например, в поэме «Илиада», Агамемнон, вняв обманчивому сну, решает произвести испытания своего войска и созывают народное собрание, на котором он выступает первым, держа в руках свой царственный скипетр; и поэт, прежде чем перейти к речи царя, считают нужным сообщить, кто изготовил этот скипетр и как он попал к Атриду:
«Говор унявши, как пастырь народа восстал Агамемнон,
С царственным скиптром в руках, олимпийца Гефеста созданьем:
Скиптр сей Гефест даровал молненосному Зевсу Крониду;
Зевс передал возвестителю Гермесу, аргоубийце;
Гермес вручил укротителю коней Пелопсу герою;
Конник Пелопс передал властелину народов Атрею;
Сей, умирая, стадами богатому предал Фиесту,
И Фиест, наконец, Агамемнону в роды оставил,
С властью над тьмой островов и на Аргосом, царством простаранным.
Царь, опираясь на скиптр сей, вещал к восседящим ахеям.»


Ретардация

- это композиционный прием задержки развития сюжетного действия, замедления, развертывания фабулы (сочетание фактов); осуществляется посредством введения внесюжетных компонентов - лирических отступлений, литературно-полемических, философских, публицистических размышлений или вне фабульных компонентов - всякого рода описаний (пейзаж, интерьер, развитый портрет, характеристика, сон и т.п.), «предысторий» и «междуисторий», или, наконец, повторением однородных (так называемое ступенчатое построение) эпизодов, что характерно для сказки, авантюрных и рыцарских романов.

Нагляднее применение эпической ретардации в 19 книге «Одиссеи». Приступившая к оменовению ног Одиссея, Евриклея узнает своего господина, скрывающегося под видом нищего, по шраму на колене. Современный читатель ожидал бы здесь бурного излияния чувств старой няньки, в эпической же поэме разворачивается обстоятельный рассказ о происхождении этого шрама:
«Но только она подошла к господину, рубец ей
Бросился прямо в глаза. Разъяренного вепря клыком он
Ранен был в ногу тогда…»


Только поведав во всех подробностях историю, занимающую свыше 70 стихов, поэт возвращается к состоянию Евриклеи:
«И веселье и горе проникли старушку,
Очи от слез затуманились, ей не покорствовал голос».


Вся история шрама оформляется специальным приемом «рамочной композиции», широко употребляемым в эпосе: эпизод начинается и кончается примерно одинаковыми словами, и этим подчеркивается обособленность данного отрезка повествования, представляемого для сказителя самостоятельный интерес.

Иногда подобные отступления разрастаются до целой вереницы самостоятельных картин. Так, непосредственное отношение к сюжету «Илиады» имеет только самый факт изготовления новых доспехов для Ахилла, эпический же поэт с любовью описывает и мастерскую Гефеста, и его беседу с Фетидой, и самый щит, на котором изображены небесные созвездия и омываемой землю океан, война и суд, свадьба и жатва, вспашка поля и сбор винограда, и т.д.

К ретардационной технике эпоса относятся также многочисленные и подробные описания - вооружения героев, приготовления пищи, снаряжения корабля и т.п.

При этом если Парис готовился к поединку с Менелаем («Илиада», 3, 328-338) в сравнительно спокойной обстановке перемирия, то вооружение Патрокла происходит в крайне напряженный момент, когда троянцам уже удалось поджечь один из ахейских кораблей, а сам Ахилл торопит своего друга в бой, это не мешает, однако, поэту не только повторить почти слово в слово традиционное описание процесса вооружения героя, но и напомнить историю копья Ахилла, которое Патрокл из-за тяжести вовсе не берет с собой (16гл, 130-154 стих).

2) повтор:

От традиционных одинаковых формул, стихов и целых эпизодов следует отличать повторения, цель которых - еще раз напомнить слушателю определенную ситуацию. Так, Одиссей повторяет перед Ахиллом мирные предложения Агамемнона; Патрокл обращается к Ахиллу с просьбой отпустить его в бой почти в тех же словах, как это посоветовал ему Нестор…

Повтор - это одно из средств выразительности, присущее главным образом поэтической речи, - регулярное воспроизведение идентичных языковых элементов. Повтор ритмического рисунка в определенном месте стиха создает ритмический параллелизм. К повтору лексическому относят повтор отдельных слов и их групп, включая предложения.

Таким образом, одним из обычных эпических приемов Гомера является многократное повторение целых стихов или их частей (например, в «Одиссее»: «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»), рассчитанное на создание впечатления медлительности, важности, спокойствия и вечной повторяемости жизни. Вместе с тем исследователи уже не раз обнаруживали, что повторения у Гомера никогда не преследуют чисто механических целей, но всегда вносят в эпический рассказ что-нибудь новое и интересное.
Подсчитано, что всего в обеих поэмах повторяется 9253 стиха, т.е. третья часть их общего объема.

3) «закон хронологической несовместимости»

- своеобразный прием эпического стиля, который обозначает действия, происходящие одновременно, но изображаются как последовательные. Объясняется эта особенность психологией слушателя, которому трудно уследить за течением событий в синхронном разрезе, т.к. нет возможности перелистать заново уже прочитанные главы. Да и поэту удобнее вести рассказ последовательно, не заставляя поэта держать в памяти различные линии повествования.

4) постоянные эпитеты:

Эпитет - это образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным; одно из существенных понятий стилистики и поэтики. Эпитет, отличается относительной простотой и неизменчивостью.

У Гомера традиционный характер носят и постоянные эпитеты, прилагаемы либо к целой группе людей, либо к определенным богам и героям: все вожди - «божественные», «вскормленные богами», троянские женщины - «волочащие одежды»; Зевс - «молниевержец», «тучегонитель», Гера - «волоокая», Аполлон - «сребролукий», «далекоразумный»; Агамемнон - «пастырь народов», Одиссей - «многохитрый», «многоумный», Ахилл - «быстроногий», Гектор «шлемоблещущий».

Особенно разнообразны и многочисленны украшающие эпитеты, которыми наделяется море: темно-синее, черное, темно-красное (по цвету морских волн в разное время дня и ночи), широкое, безграничное, многошумное, рыбообильное, многомедное (т.е. носящее на себе корабли с вооруженными воинами) и т.д. - всего в поэмах насчитывается 46 эпитетов моря.

Украшающие эпитеты тесно прикреплены к определенному предмету и не зависят от ситуации, в которой этот предмет появляется. Так, естественно, что Ахилл назван «быстроногим», когда он стремительно мчится по полю битвы; но эпитет «быстроногий» прилагается к нему и в первой книге «Илиады», когда Ахилл выступает в народном собрании. Впрочем, постоянные эпитеты никогда не противоречат установившийся характеристике персонажа. Иначе - в «Одиссее», где эпитеты нередко сохраняются как традиционный прием, хотя они и противоречат истинным свойствам человека: женихи Пенелопы, несмотря на их бесчинства, все еще «мужественные» и «отважные». Эгисф, соблазнивший жену Агамемнона и убивший его самого при возращении, назван «безупречным», ибо таков обычный эпитете «царей». Итак, у Гомера обычный стандарт имеет большую психологическую значимость или преследует определенные эстетические цели и отнюдь не является только внешним техническим приемом.

5) развернутые сравнения:

Сравнение - в стилистике и поэтике один из способов косвенной характеристики явления. Сравнение предполагает уподобление одного предмета (объект сравнения) другому (средство сравнения), в результате чего выявляется и усиливается некоторый общий признак, который может оставаться и не названным.

Одним из самых замечательных признаков гомеровского эпического стиля являются обильные, часто пространные и почти всегда складывающиеся в закономерную картину сравнения. Своим происхождением они обязаны исконно фольклорному параллелизму («… и упал он в снег, словно сосенка, словно сосенка во сыром бору…»), но нередко приобретает в повествовании самостоятельное значение, наслаиваясь одно на другое. Наиболее наглядный пример - описание боя за тело Патрокла (в «Илиаде»,17гл, 735-759), где фактическая сторона дела укладывается в несколько строк: ахейцы отступают, унося тело Патрокла, но троянцы теснят их, и оба Аякса ведут тяжелый бой:
« Так усердно они уносили Патрокла из боя
К стану судов мореходных; но бой возрастал по следам их,
Бурный, подобно как огнь, устремленный на град человеков;
Вспыхнувши вдруг, пожирает он все; рассыпаются зданья
В страшном пожаре, который шумит, раздуваемый ветром
Так и коней колесничных, и воинов меднодоспешных
Бранный, неистовый шум по следам удалявшихся несся.»;

перед натиском Гектора и Энея ахейские юноши в панике разбегаются:
«И как туча скворцов или галок испуганных мчится
С криками ужаса, если увидят сходящего сверху
Ястреба, страшную смерть наносящего мелким пернатым,-
так пред Энеем и Гектором юноши рати ахейской
С воплем ужасным бежали, забывши воинскую доблесть.».


Каждому из моментов описываемого боя в поэме соответствует сравнение, превращающее краткое сообщение в развернутую картину. Поэт не удовлетворяется указанием на объект сравнения (бой, как огонь, Аяксы, как холм), но назвав его, делает центром картины из жизни природы или окружающего быта. Наряду с описаниями природы в сравнениях имеются зарисовки современных поэту социальных отношений, чуждые основному содержанию «Илиады». В «Одиссее» сравнений гораздо меньше и они беднее: описание бури на море, чудесного сада Кирики, как и скромного ужина в хижине свинопаса укладываются в само авторское повествование или рассказ его героя. Поэтому проследим роль гомеровских сравнений на примере поэмы «Илиады». Здесь роль поэтического приема имеет важное значение и большинство сравнений связано с темой войны, причем поэтический прием нередко имеет не одну функцию, а две или даже несут несколько поэтических нагрузок: выражение общего мироощущения и жизнепонимания поэта; выражения авторского отношения к событию, к действию героя или массы, к судьбе человека на войне; эмоционального углубление повествования, лирическое его наполнение; задержание внимания читателя (слушателя) на том или ином моменте, положении, лице; преодоление некоторого однообразия описаний и перечней поединков; переключение мысли и внимания в обстановку привычных занятий, бытовых интересов; взывание чувств и настроений, контрастирующих с состоянием воюющих; подготовка дальнейших событий или последствий и т. д...

Раньше сравнения рассматривались в отрыве от содержания поэм, как просто вставные эпизоды или как прием, имеющий целью замедлить развитие действия или же несколько отвлечь внимание слушателя от излагаемых трагических событий. Теперь можно считать установленным, что сравнения тесно связаны с развитием действия в поэмах.

В гомеровских сравнениях поражает огромное знание жизни, автор расширяет наше поле зрения далеко за пределы поля битвы. При сравнениях у поэта могут возникать несколько параллельных ассоциаций. Однако детали обуславливаются не аналогией, а только образной конкретизацией явления или предмета, привлеченного для сравнения.

6) торжественный гекзаметр:

Неотъемлемым признаком древнегреческого эпоса является традиционный размер стиха - гекзаметр, состоящий из шести дактилических стоп, причем во всех стопах, кроме 5-ой, дактиль (- UU) свободно заменяется спондеем (--). Чередование дактилей и спондея вместе с различными вариантами цезур придает гомеровскому стиху ритмическое многообразие и богатство интонаций, в то время как постоянные формулы, укладывающиеся в целую стихотворную строку или занимающие твердо зафиксированное место в ее начале или конце, делает гекзаметр одним из носителей эпической традиции.

Однако в греческом было много явлений, которые противоречили гекзаметру и не вмещались в его стопы. Хотя размер был достаточно гибок, но языку приходилось во многом ему уступать. Ради соблюдения правильного гекзаметра, приходилось часто растягивать один слог в два слога, часто жертвовать строгостью морфологии и синтаксиса, вводить более редкие и менее понятные слова вместо обычных, понятных, пользоваться стандартными выражениями, не вполне соответствующими содержанию данного текста, но зато хорошо укладывающимися в стопы гекзаметра, и т.д. Поэтому получалась искусственная речь, весьма далекая от разговорной, но зато вполне соответствующая вековым традициям эпоса.
<< Рефераты | << Античная литература | 
Мастерская Интернет-Технологий



Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz