Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << Античная литература | 

Статичность образов, отсутствие психологичности:

а) эпический стиль:

«Эпический стиль есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющий себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь, и поэтому всякая отдельная личная жизнь получает для нас интерес только в связи с общей жизнью ее коллектива.

Это значит, что всякая личная жизнь в эпосе получает свой смысл и свое закономерное развитие только от того коллектива к которому она принадлежит. Эта личная жизнь может быть полна самых глубоких, самых жгучих чувств. Но эти чувства, если речь идет об эпосе, вызваны жизненными задачами коллектива и получают свое удовлетворение только в связи с жизнью этого коллектива.» [Лосев А.Ф. Гомер. - М., Учпедгиз, 1960.]

б) антипсихологизм:

В эпосе общее доминирует над индивидуальным, поэтому в эпическом стиле наблюдается склонность к изображению всего объективного и по преимуществу телесного, вещественного; а также слабое внимание эпоса ко внутренним переживаниям человека, т.е. к антипсихологизму. Антипсихологизм - это отсутствие анализа внутренних переживаний человека, отсутствие внутренней мотивировки его поступков и замена их тем или иным физическим изображением, той или иной внешней мотивировкой.

Так и у Гомера почти нет никакого изображения внутренних переживаний человека, о них можем только догадываться по внешней ситуации излагаемых у него событий: не сказано о любви Париса и Елены, но, тем не менее, красавица уезжает с молодым человеком. Не описываются их отношения дальше, хотя Парис не желает отдавать Елену мужу, пусть это и грозит гибелью Трои, поэтому мы только догадываемся о его чувстве. Изображение любви в поэмах есть, но оно эпическое: например, любовь Одиссея и Пенелопы скорее изображена с экономической и патриотической стороны, чем психологически.

Внутреннее состояние человека и поведение героев может также объясняться божественным вмешательством:
Ахилл раздраженный нападками Агамемнона, готов уже броситься на него с обнаженным мечом, как вдруг спустившаяся с Олимпа и видимая только одному Ахиллу Афина хватает его сзади за кудри и передает ему желание богов.

Легко понять смысл этого эпизода и без вмешательства Афины: разгневанный Ахилл в последнюю минуту видит, каковы могут быть последствия его поступка, и смиряя себя, опускает меч в ножны. Однако эпическому певцу еще недоступно изображение такого сложного психического акта, каким является борьба между сердцем и рассудком; в эпосе нет еще даже понятия, обозначающего совокупность психических свойства и проявлений индивида, как единое целое. Больше того, психические свойства нередко трактуются как нечто отдельное от человека, существующее в нем самостоятельно и потому открытое для воздействия внешних сил, в частности богов, которые могут «вложить» в «дух» человека отвагу, мужество желание, а могут «погубить», «повредить», «изъять» у него разум. Воздействие богов на человека есть передача через внешнее внутреннего состояния героя: Гомер стремится объяснить его внешним, чаще всего божественным вмешательством.

в) внешнее изображение внутренних переживаний в эпосе:

В эпосе преобладает в передаче психологического состояния человека внешняя симптоматика: при страхе стучат зубы, прерывается голос, дрожат колени и т.д. Такая ограниченность художественных возможностей вполне объяснима: внутренний мир человека еще не представлял самостоятельный интерес для эстетического сознания. Однако, эта особенность является источником высокой и своеобразной художественной ценности эпоса древних греков.

Например, в «Одиссее» (21 глава, 43-57) Пенелопа плачет в кладовой над луком Одиссея. Это чисто эпическое изображение любви, т.к. узнаем о ней только из соответствующей чисто внешней ситуации.
Или Ахилл, который узнал о гибели своего друга Патрокла:
« … и Пелида покрыло мрачное облако скорби.
Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,
Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный;
Риза его благовонная вся почернела под пеплом.
Сам он, великий, пространство покрывши великое, в прахе
Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая.»

Итак, тонкая наблюдательность Гомера в изображении внешних проявлений чувств облегчает восприятие характеристики героя.

г) статичность образов:

Для поэм Гомера, как и для других эпических произведений, характерна статичность образов, т.е. у героев нет внутреннего развития: душа, характер остаются прежними, несмотря на многие годы, которые прошли после первой встречи читателя и последней. Если герой начинает сомневаться и колебаться, что ему делать и как быть, а именно начинается работа души, то тут же появляются боги или другие сверхъестественные силы и делают за человека выбор - не происходит изменения характера, потому что герой не сделал для себя соответствующие выводы, не приобрел опыт.

д) вечное возвращение:

Эпический человек хорошо знал быстротечность человеческого счастья и даже всей человеческой жизни, знал также и то, что мировая жизнь есть вечное чередование жизни и смерти, что за всяким счастьем следует несчастье, но зато и наоборот, за всяким несчастьем следует счастье. Эпический человек еще в малой степени осознает неповторимость собственной личности, и так как он живет в основном только общими закономерностями жизни, которые и заменяют ему его внутреннюю психологию, то в результате такого максимально простого и наивного мировоззрения и возникает эта идея вечного возвращения, которая обосновывает для него мудрую постоянную настроенность и, в частности, его постоянное эпическое спокойствие.

Первобытный человек очень близок к природе, настолько близок, что считает себя ее частью, ее проявлением, ее более или менее случайным свойством. Закономерность природы (чередование жизни и смерти на земле) эпический человек и считает для себя основной, понимая в этом смысле вообще, что существует.

Поэтому гомеровский человек отнюдь не ощущает судьбы как чего-то враждебного, противоположного ему самому, только как «долю» выделенную в жизни каждому человеку, появившемуся на свет и вынужденному рано или поздно его покинуть. При этом осознание неизбежности смерти как естественного закона не обрекает гомеровских героев на бездействия: напротив, поведение их отличается максимальной активностью и полнотой жизненных проявлений, делающих их образы столь привлекательными. Что же касается эпических представлений о судьбе и богах, то они соответствуют уровню развития общественных отношений родового строя, при котором человек воспринимает себя в неразрывном единстве с окружающей его природой и действующими в ней стихийными силами.

е) индивидуальность образов:

Образы в эпосе прекрасны в цельности своей натуры и ясности жизнеотношения, но в то же время не лишены индивидуальных черт: всех вождей характеризует чувство долга, отвага, храбрость, но тому же Ахиллу особенно присущ бурный темперамент, несгибаемая прямота и честность; Аяксу - воинская стойкость, краткость в речи и надежность в деле; Агамемнону - тщеславная гордость; Одиссею - неторопливость в решениях, осторожность и хитрость. Из двух гомеровских стариков, патриархов многочисленных родов, троянский царь Приам обрисован с искренним сочувствием к его тяжелой судьбе, ахейский же вития Нестор - не без легкой иронии в отношении его многословных назиданий и советов.

Все персонажи восходят к традиционным фольклорным типам, каждый их них отличается не только особой судьбой, но и определенными душевными качествами, если даже Гомер и не ищет индивидуального психологического своеобразия или тем более персональных внешних признаков (например, все герои в момент боя или наивысшего напряжения душевных сил подобны богам, все девушки и молодые женщины - богиням).
<< Рефераты | << Античная литература | 
Мастерская Интернет-Технологий


Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz