Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << Диалектология | 

Яканье и его типы:

Наиболее трудным вопросом фонетики русских говоров является определение типов яканья.

Необходимо усвоить теоретическое определение каждого из основных типов яканья (сильного, умеренного, диссимилятивного, ассимилятивного) и внимательно проанализировать те условия, от которых зависит качество гласного первого предударного слога после мягких согласных при том или ином типе яканья (см. § 39-60 учебника под редакцией П. С. Кузнецова).

Ниже предлагаются схемы основных типов яканья, где t- обозначение любого твердого согласного, a t' - любого мягкого.

1. Сильное яканье

В первом предударном слоге на месте 'а, `е, `е (в соответствии с литературным ['эи])

Под ударением
     `at
     `at`      любой гласный

Примеры:
'атак, б'ада, б'ады, б'ад'е, б'адой, п'ат'и, н'ас'и, в'аду, с'адых.

2. Умеренное яканье

В первом предударном слоге на месте `а, `е, `ё (в соответствии с литературным [`эи]

Под ударением
     `at
      `иt`      любой гласный

Примеры:
п'атак, б'ада, б'ады, б'адой, в'аду, с'адых, н'асу, но: 6'ид'е, н'ис'и, п'ит'и, в'ил'ел.

3. Диссимилятивное яканье

В первом предударном слоге на месте `а `е `ё (в соответствии с литературным [`эи]

Под ударением
     'at,t'       и, ы, у
     'и t,t'       а

Примеры:
б'аду, с'адых, н'асу, цв'аты, н'ас'и, но: п'итак, б'ида, н'исла, п'икла, gл'ид'ат'.

Примечание. О подтипах диссимилятивного яканья см. ниже

Упражнения

Успешному усвоению различий в типах яканья по южно­русским говорам могут помочь специальные упражнения, которые необходимо выполнить каждому студенту до того, как он приступит к работе над своим вариантом.
  1. Напишите, как будут звучать данные ниже группы слов в южнорусских говорах с различными типами яканья (сильным, умеренным, диссимилятивным).
    Неси, пяти, реки, несла, десятка, смеялся, глядят, рябину, из земли, к реке, зверек, рябой, лесок, ряды, тяну, несу, детей, побелел, взялись, семья.
    Глядел, в селе, в ведре, теперь, велю, семью, пятью, цветы, цвети, цвела, взялись, зеленый, нельзя, река, в ведро, пятно, смеюсь, цвету, лети, ревут, взяла, одеяло.
    Примечание. Для говоров с диссимилятивным типом яканья выберите слова только с ударяемыми гласными верхнего и нижнего подъема.
  2. Определите, к какому типу яканья можно отнести каждую из приведенных ниже групп слов.
    Н'асла, р'ака, вз'ала, за с'алом, р'абой, л'асок, с'ало, п'атно, за р'акой, в'арсты, р'ады, л'асных, н'асу, т'ану, gл'ад'ат', д'ат'ей, ул'ад'ел, н'ас'и.
    Н'асла, р'ака, вз'ала, за с'алом, р'абой, л'асок, с'ало, п'атно, за р'акой, в'арсты, р'ады, л'асных, н'асу, т'ану, gл'ид'ат', д'ит'ей, gл'ид'ел, н'ис'и, р'ик'и, т'ип'ер', с'им'йа, д'ин'ок.
    Н'исла, р'ика, вз'ила, в'арсты, р'ады, л'асных, н'асу, т'ану, цв'аты, цв'ат'и, цв'ату, цв'ила, gл'ид'ат', н'ас'и, р'ак'и, с'им'йа, б'аду.
В учебнике под редакцией П. С. Кузнецова типы яканья пред­ставлены в виде схем-моделей (см. § 44-50). Так как эти схемы раз­личаются только нижней частью, очень удобно определять тип яканья по трафарету, который можно изготовить из плотной бумаги в тех же размерах:

Гласные под ударением Перед твердыми согласными Перед мягкими согласными
а о о и
(ы)
у а о е е И У
В 1-м предударном


Для работы с трафаретом необходимо сначала выписать из текста все слова, отражающие яканье, а затем наложить на страницу (ниже выписанных слов) трафарет, продлить линеечки и заполнить схему применительно к данному тексту.

Например, в тексте встретились слова:
н'исла, с'алом, л'асок, п'атно, за р'акой, р'ады, н'асу; gл'ид'ат', зв'ар'ок, д'ат'ей, ул'ад'ел, п'ат'и, в'ал'у.
Накладываем трафарет и заполняем нижнюю часть. Получается:

и а а а а и а а а а а


Все типы и подтипы яканья систематизированы В. Д. Бондалетовым в таблице, приводимой в “Сборнике упражнений по русской диалектологии” Л. И. Баранниковой и В. Д. Бондалетова (с. 171), которая здесь воспроизводится:

Таблица типов и подтипов яканья

Согласный, стоящий за предударным гласным Твердый Мягкий
Гласный в ударном слоге Ниж­ Средние Верхние Нижние Средние Верхние
а о из ь
(нисх.
уд)
о из о
(восх.
уд)
и/ы У а 0
(ё)
е е
из ь
и У
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
сильное а а а а а а а а а а а
умеренное а а а а а и и и и и и
ассимилятивное а и и и и а и и и и и
диссимилятивное обоянский и и а а а и и и а а а
Дмитриевский и и а а а и и и и а а
щигровский и а а а а и и и а а а
суджанский и а а а а и и и и а а
мосальский и а а а а и а и и а а
жиздринский и а а а а и а а а а а
донской и и и а а и и и и а а
ассимилятивно-диссимилятивное
новоеелковский
а а а а а а и и а а а
ореховский а а а а а а а и а а а
кидусовский а а а а а а и и и а а
култуковский а а а а а а а и и а а
умеренно-дисси­милятивное а а а а а и и а/и а а
диссимилятивно-умеренное и а а а а и и и и и и
ассимилятивно-умеренное а и и и и и и и и и и
умеренно-ассимилятивное а а а а а а и и и и и


Сверяем полученную нами строку с данными таблицы и определя­ем в указанных выше словах жиздринский подтип диссими­лятивного яканья. Эта система яканья - характерный признак западной группы южного наречия и части говоров белорусского языка, а также русских говоров на границе с белорусским языком.

3. Укажите, как будут звучать данные ниже группы слов в южнорусских говорах с диссимилятивным яканьем обоянского и щигровского подтипов.

Безводный, безродный, сегодня, тепло, ведем (ведём), бедой, рекой, пером, перо, слепой (м. р.), о слепой (ж. р.), к реке.
Берлога, неволя, неплодье (неурожай), несем (несём), селом, пятно, пятном, на стене, деревня, темно.
Бесплодно, смешно, метлой, плетем (плетём), веслом, к сестре.

Образец выполнения

Бесплодно, смешно, метлой, плетем (плетём), веслом, к сестре. В говоре с диссимилятивным яканьем обоянского подтипа: 6'асплоднъ, см'ашно, м'атлой, пл'ит'ем (пл'ит'ом), в'ислом, к c'acтp'e.

В говоре с диссимилятивным яканьем щигровского подтипа:

6'асплоднъ, см'ашно, м'атлой, пл'ит'ем (пл'ит'ом), в'аслом, к с'астр'е.

4. Определите, как будут звучать данные ниже группы слов при каждом из подтипов диссимилятивного яканья.

Денёк, зверёк, теперь, детей, улетел, побелел, глядел, село, пятно, за рекой, за селом, лесок, напрядём, рябой.
Землёй, песок, венок, весло, стеной, вертел, к реке, неволя, селенье, пенёк, везем (везём).

О заданиях контрольной работы

В работе студент должен:
  1. произвести систематический анализ текста по плану и образцам, данным, ниже. На основании анализа определить, к какому наречию русского языка относится говор; можно ли сделать вывод о его принадлежности к той или иной диалектной группе, к какой именно. Привести доказательства;
  2. выполнить индивидуальное задание к тексту;
  3. сделать упражнения (в каждом варианте их два).
<< Рефераты | << Диалектология | 
Мастерская Интернет-Технологий


Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz