Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << Древнерусская литература | 

Образ природы в «Слове о полку Игореве»:

а) стиль монументального историзма в описании природы

Стиль монументального историзма характеризуется прежде всего стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее значимое и красивое представляется большим, монументальным, величественным.

В «Слове» развито «панорамное зрение», стремление подчеркивать огромность расстояний, сопрягать в изложении различные удаленные друг от друга географические пункты (например: «…збися дивъ, кличетъ връху древа: Велитъ послушати - земли незнаемЬ, ВлъзЬ, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебЬ, Тьмутораканьскый блъванъ!»). Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты, Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает всесветные размеры: черные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря, хотят прикрыть четыре солнца. Дождь идет стрелами с Дона великого. Ветры веют стрелами с моря. Битва как бы наполняет собою всю степь. Таким образом, как единое целое выступает для автора вся русская природа. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов Родины, огромного и живого существа. Пейзаж «Слова» воспринят как бы с огромной высоты. «Горизонты» этого пейзажа раздвинуты и позволяют видеть не участок природы, а страну, область.

Этот широкий пейзаж особенно отчетливо выступает в плаче Ярославны. Княгиня обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы нагады до Кобякова стана; к Солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло другие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

В период перехода к личностному сознанию стало обычным или даже обязательным обращаться в плаче к окружающей природе - горам, рекам, удолиям - с просьбой принять участие в горе, плаче совместно с человеком.

б) влияние человеческих чувств на природу

Особый характер носят представления в древнеславянских литературах о местонахождении человеческих чувств и мыслей. Нельзя утверждать, что во всех случаях, но очень часто чувство находится там, на кого оно направлено. Оно имеет не личностный характер, имеет своим центром не печалящегося человека, а того или то, на что направлена печаль. При этом - и это обусловлено особенностью восприятия чувств - последнее как бы материализуется: тоска, туга, печаль могут течь и на довольно широком пространстве, быть «жирными», то есть густыми, вязкими. «Тоска и печаль могут одевать в темноту берег реки…. Предполагаю, что и трава, и деревья никнут, клонятся долу не по собственному произволению, не потому, что они сами испытывают клонящую их книзу печаль, а потому, что на них распространяется печаль людей, думающих о поражении.» (Лихачев Д.С.)

«Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли прелонилось».

Представления «Слова о полку Игореве» и других древнерусских произведений 11-13 вв. о печали, тоске, туге или веселии, как о неких пространственных явлениях, распространяющихся вне человека, в природе, сами по себе глубоко архаичны. Они ведут свое начало еще от того времени, когда личность человека слабо отделялась от окружающего мира. Печаль, горе, веселие представлялись человеку охватывающими не только его, но и окружающий мир. Они казались существующими, как бы разлитыми в природе.

в) Единство людей и природы в «Слове»:

Природа в «Слове» введена в события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна.

Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк: ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья от горя приклоняются до земли или роняют листву. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему, то «затворяющие» в своих струях юношу князя Ростислава.

Между природой и человеком стираются границы. Образ Обиды - девы с лебедиными крыльями, образы языческих богов стоят где-то между природой и людьми. Люди постоянно сравниваются и с птицами и со зверями: с турами, соколами, галками, воронами, «лютым зверем», кукушкой и т.д. и т.п. Игорь выступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет помощи у ветра, солнца и Днепра. Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значимость происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания.

Итак, природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.

г) Природа как одно из главных действующих лиц

Система образов включает в себя образ природы, который играет существенную роль в жизни людей и является одним из главных действующих лиц, роль которого - ввести читателя в события, помочь реальней, точней представить все переживания и чувства героев произведения. Описывая печальные предзнаменования, которые предшествовали походу Игоря и сопровождали князя на его роковом пути, автор как бы хочет остановить его и тем самым сводит читателя в тревожную обстановку похода.

Затмение солнца своим зловещим колоритом подчеркивает мужественность решения Игоря и определяет весь тон повествования. Противопоставление решимости Игоря затмению дает действию завязку: воля Игоря как бы противопоставляется судьбе, воплощенной с природой, с окружающим.

Автор рисует тревожную картину, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском Игоря в ожидании человеческой добычи. Все бесповоротнее надвигается поражение. Томительно долго спускается ночь. Вечер, ночь, утро последовательно описываются как бы для того, чтобы подчеркнуть мучительную длительность бессонной ночи накануне битвы: «Длъго ночь мръкнеть. Заря свЬтъ запала. Мъгла поля покрыла. Щекотъ славий успе; говоръ галичи убуди.»

Войско рассеивает передовые отряды половцев, поэтому на этот раз утомленные в битве князья спят, не подозревая о новой, еще большей опасности для себя. Богатая добыча заглушает у воинов чувство тревоги, но оно не оставляет автора «Слова». Он как бы хочет предупредить Игоря о грозящей ему опасности, остановить его на роковом пути. Реальный пейзаж грозового утра сливается с символической картиной движения главных половецких сил со стороны Азовского моря: «Другаго дни велми рано кровавыя зори свЬть повЬдаютъ; чоръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а в нихъ трепещуть синии млънии…» Изображение надвигающейся грозы (поднявшийся ветер, отдаленный гул, пыль, стяги развеваются по ветру, и замутившиеся реки) сливается с изображением наступления войска половцев. Автор все время приковывает внимание читателя к постепенно приближающемуся войску половцев, заставляет читателя пережить неуклонность этого движения прямо на него и только в последний момент обращается вновь к русскому войску, отметив твердо занятую им оборонительную позицию. Возникает тема - беззаветного мужества небольшого русского войска.

Саму битву Игорева войска с половцами, длившуюся целых три дня, автор в дальнейшем не описывает. Он как бы не может о ней говорить и предается лирическому раздумью. Конец битвы сравнивает с пиром, столь типичным для конца земледельческих работ в крестьянском быту; кровь автор сравнивает с вином, а половцев прямо называет сватами: «Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую».

О поражении Всеволода и Игоря Святослав узнает через неясный сон, смутные предчувствия тревожат князя: всю беспокойную ночь каркали вороны под Киевом в предградье у Плесныка, и понеслись эти вороны к синему морю - туда, к месту поражения войска.

Природа помогает Игорю: река Донец вступает в разговор с пленником, дятлы своим стуком в густых зарослях вокруг запрятанных в глубоких долинах рек указывает Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от погони.

Таким образом, природа постоянно «следит» за русским войском и представляет собой необъяснимую силу добра, которая пытается предупредить Игоря о беде и позднее исправить его ошибку.
<< Рефераты | << Древнерусская литература | 
Мастерская Интернет-Технологий


Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz