Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << Русский фольклор | 

Эпитеты в лирических песнях:

Каждый шаг человеческой жизни освещался соответствующим шагом из жизни природы. Эта теснейшая связь с окружающей природой особенно ощутима в протяжных лирических песнях русского народа. Им особенно характерны всевозможные противопоставления, уподобления и сравнения из мира природы, они раскрывали глубину передаваемого в песне настроения или чувства. При помощи этих художественных компонентов человек мог ярче выразить свои переживания, свои чувства: боль и томление сердца, грусть, радость, веселье и т.д. В этом образном выражении переживаемых человеческих чувств не последнюю роль играл и эпитет. В нем отражалось художественное миросозерцание поющего, его поэтическое чувство. В песне о смертном бессилии он рассказывал о «желтых песках», которые «сердце высосали», слезу девичью называл о не иначе, как «слезою горючею» (эпитет «горючая» по отношению к девичьей слезе поразительный), глаза называл «ясными» по их способности «схватывать», обнимать предметы, находящийся в поле зрения.

Эпитеты отбирались постепенно на протяжении ряда столетий и отбирались лишь те из них, которые были типичными, жизненно необходимыми для общенационального песенного языка, обеспечивали широкое понимание и использование их всеми. Иногда в песне попадались местные эпитеты, т.е. значение которых было ограничено территориально. За пределами данной географической местности они не были понятны, требовалось специальное разъяснение их. Особенно такие местные эпитеты можно встретить в записях второй половины XIX в. и позднее, когда песенная территория расширилась: появились записи песен уральских, сибирских и др. Но эти местные поэтических речения постепенно теряли свою самобытность. Одни из них вливались в общенациональный песенный язык, усваивались поющими, другие - опускались как непонятные, заменялись общепринятыми.

Наиболее распространенными эпитетами лирической песни были следующие: «На горе бел-горюч камень лежит», «Он пущал стрелу во чисто поле», «Как на кустике сидит птица млад сизой орел», «Свахою была колена стрела», «Что по крутому, по красному бережку».

Очень распространен в русской лирической протяжной песне эпитет «красный» и в смысле обозначения цвета («красно солнышко», «круты красны бережки») и в смысле прекрасного при психологической поэтической характеристики действующего лица («красна девица», «красные девушки»). Если для латышей и вообще для народов Прибалтики, по наблюдению О.Л. Гребле, характерны эпитеты белый и синий, то для славянских народов и, в частности, для русского народа характерны эпитеты зеленый и красный. Особенно часто эпитет красный в сочетании с существительным девица или девицами.

Эпитет в народных песнях встречаются не только в форме прилагательного при определяемом существительном («Златоверхний терем»), но и в форме наречия, деепричастия, существительного в одинаковом падеже со словом, при котором он находится («Удача добрый молодец», «Со душою, со красной девицей», «Горячо любить красну девицу» - «горячо» в смысле «горячая любовь» и др.). Некоторые эпитеты в народных песнях стоят позади определяемого слова: «латы булатные», «печаль горькая», «заря ясная».

Иногда эпитеты являются простым повторением понятия и корня слова определяемого: «воля вольная», «старость старая», «горе горькое» и др. В некоторых случаях эпитеты строятся по звуковому созвучию, т.е. они являются созвучными определяемому слову, что придает особую музыкальность песне: «Добрый мОлодец», здесь мы слышим повторение ударной гласной.

Чаще всего эпитет встречается в краткой форме имен прилагательных: «Зашумели в поле, буйны ветры», «У чиста поля, у зеленого», «Ясны соколы разлетелися, черны держит черна ворона», «Осталася матера вода» и др.

Эпитеты свойственны и другим видам народного творчества, но в песенной лирике они выглядят как-то ярче и сильнее. В народных песнях эпитеты придают художественному образу исключительную выразительность, необычайную точность и ясность.

6.частушка
Добрый молодец - он коня поил,
Он коня поил, коня сивава,
Коня сивава - сивогривова,
Сивогривова, белокопытого,
Белокопытого, кругом кована…
      (П. Киреевский, вып. II. ч. 2., ст. 39)

Эпитеты реалистичны. Они доходят до огромного социального звучания и обобщения. Особенно это видно из песен антикрепостнического цикла или из песен так называемых «разбойничьих». При создании художественного образа своих любимых героев народ пользовался яркими эпитетами, выражающими любовь и уважение к этим героям:

7.частушка
На стружечках сидят гребцы, удалые молодцы
Удалые молодцы, все донские казаки,
Да еще же гребенские, запорожские…

В описании своего врага, угнетателя, притеснителя народ использовал такие эпитеты, которые могли бы ярче и резче подчеркнуть его ненависть и презрение, его уверенность в своей справедливости:

8.частушка
Нападали на сокола грачи-вороны,
Грачи-вороны, карги загуменные.
Вышивали его оченьки ясные,
Выщипали его перышки сизые.
      («Волжский фольклор», стр. 79)

В своей статье «Из истории эпитета» А.Н. Веселовский дает научную классификацию эпитетов, различая следующие виды. В первую группу он выделяет эпитеты тавтологические, подновляющие нарицательное значение слова, освещающие его потускневшую в сознании внутреннюю форму, «белый свет», «красна девица», «грязи топучие», «красное солнце» и др. Следует отметить, что в нескольких случаях в тавтологических эпитетах мы встречаемся не только с тавтологией, но и наблюдаем нюансы, т.е. различные оттенки. Например, вместо основного слова иногда дается уменьшительное: «красное солнышко», «красная девушка», или вместо одного существительного дается существительное с местоимением: «красное мое солнышко», «моя красна девица-душа». Здесь в какой-то степени идет уже расширение и выражение становиться более красочным.

Во вторую группу выделены эпитеты пояснительные, усиливающие и подчеркивающие какой-нибудь один признак. Этот признак либо считается в предмете существительным, либо характеризует его «по отношению к практической цели и идеальному совершенству» по выражению А.Веселовского: «столы белодубовые» - значит, столы крепкие, устойчивые, «добрый конь» - значит конь хороший, сильный, быстрый.

Дальше идет эпитет метафорический. Эпитет-метафора, как и всякая метафора, предполагает сознательное перенесение оттеняемого признака с одного из сравниваемых объектов на другой: «черная тоска» или «смертная тоска», «сонный лес», «сладкая тишина» и др. Заметим, что метафорический эпитет отличается от обыкновенной метафоры тем, что в нем присутствует элемент сопоставления. Для усиления этого сопоставления иногда подбираются эпитеты, противоположные определенному слову: «сладкая горечь», «честный вор», «труп живой», «звучная тишина» и др. Подобные контрастные сочетания слов, или противоречивые эпитеты, носят названия оксиморона. В народной протяжной песне этот вид художественного тропа очень редок.

В основе синкретического эпитета лежит слитность наших внешних восприятий, результат ассоциаций чувствительных представлений.

В народной поэзии преобладает эпитет тавтологический, который является постоянным. И этот постоянный эпитет самый традиционный. Он настолько сросся с определяемым словом, что это слово без него почти не употребляется. «Красный» неотделим от определяемого слова «девица», он, так сказать, с определяемым словом образует единое речение «красная девица». К постоянным эпитетам, т.е. к традиционным и часто встречающимся песенным эпитетам, следует отнести такие, как «море синие», «поле чистое», «снега белые».

Встречается нередко в народных песнях и двойные эпитеты: «круты-славны бережки», «бел-горючь камень», «млад-сизой орел», «шитый-браный положек». Свойственны народной песенной речи и эпитеты-приложения: «Волга-матушка», «Ярослав - славный град».

Очень часты эпитеты в так называемых «песнях-обращениях». Они придают особую эмоциональность песенной речи, насыщают ее всевозможными лирическими оттенакми.

9.частушка
Ах, ты камень мой, камышек,
Самоцветный мой, лазоревый…
      ( «Отечественные записки», 1860, №4)

10.частушка
Ах, вы ветры, ветры буйные,
Вы буйные ветры, осенние…
      (М. Чулков, стр. 185)

В каждой лирической протяжной песне мы находим не более 10-ти эпитетов, но все они красочны, сильно эмоциональны и выразительны. Так, например, в известной народной песне об умирающем воине «Уж как пал туман на сине море» («Песенник» 1810, стр. 169) имеются всего лишь 10 эпитетов без повторений.

Таким образом, эпитет - это один из тропов, способствующих отражению действительности в образно-художественной форме. Причем между образно-художественной формой песни и ее идейным содержанием всегда гармоническое соответствие, органическая целостность. Эпитет способствует созданию картинности, созданию зрительных образов в поэтической речи. Эпитет является неотъемлемой частью прикладного песенного языка.
<< Рефераты | << Русский фольклор | 
Мастерская Интернет-Технологий


Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz