Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << История русской литературы | 

Сатира Крылова:

"Заслугой Крылова и было превращение басни из моральной аллегории - в жгучую сатиру.

Сказочными басенными образами Крылова зачастую говорил ту суровую и смелую правду о притеснении и угнетении сильными и знатными простых тружеников, которую трудно было высказать прямо, публицистически открыто в России тех лет." [см. 3]

Исчерпывающую характеристику крыловской иронии, "веселого лукавства ума" дал Белинский, который писал:

"Он вполне исчерпал в них и вполне выразил ими целую сторону русского национального духа: в его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются, с его сметливостью, остротою и добродушно саркастическою насмешливостью; с его природного верностью взгляда на предметы и способностью коротко; ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род".

Мудрость народных пословиц, яркость и меткость народной речи, пленительный колорит русских сказок - все это воплотилось, ожило, зазвучало в баснях Крылова. Корни реализма его басен, живописности их языка следует искать не столько в книжных источниках, а, прежде всего, в народном творчестве.

"Народный поэт, - писал по поводу Крылова Белинский, - всегда опирается на прочное основание - на натуру своего народа".

За басенными образами Крылова стоит народная мудрость, веками накопленный опыт народа, в них выражено не только индивидуальное мнение автора, но и то отношение к миру, которое основано на обобщенном, коллективном опыте народа. Это сказалось как в самом характере басенной морали, в той народной мудрости, которая лежит в основе крыловских басен, так и в их художественной структуре.

Крылов обращается к пословице, исходя из самой жизни. Для оценки явлений действительности он выбирает те из них, которые наиболее соответствуют его взглядам и представлениям о жизни, подтверждает их. Пословица помогает баснописцу найти ясную, простую и в то же время проникнутую народной мудростью поэтическую формулу понимания действительности. Пословица явилась для Крылова той почвой, из которой вырастали народная мораль, образы его басен.

Крылов-сатирик широко пользуется иронией, говоря истину "вполоткрыта". При помощи иронии он дает понять читателю, что происходящее в его баснях отнюдь не следует понимать буквально, "всерьез", что суть дела не в капризных Мартышках, не в невежестве Свиньи, подрывающей корни Дуба, а в произволе царских чиновников, в несправедливости и несовершенстве того общественного строя, который фигурирует в его баснях в виде сказочного мира зверей. Этот сатирический метод, шедший от народного творчества и впоследствии с такой силой примененный Щедриным в его сказках, придавал широкую обобщенность сатире Крылова.

Комизм, сатирическая едкость басен Крылова заключается в несовпадении господствующих представлений о, казалось бы, важных вещах с их в действительности ничтожным значением. Это несоответствие иронически подчеркнуто переключением людских отношений в сферу быта или звериных нравов. Тогда, казалось бы, незыблемые "ценности" становятся весьма жалкими и смешными, какими они и являются в действительности, если смотреть на них не с точки зрения официально-охранительных, реакционных кругов, а глазами народных масс.

В "Квартете" деятельность Государственного совета уподоблялась незадачливому, бездарному квартету, состоящему из Осла, Козла, Медведя и Мартышки. Это было не только смешно, но и придавало отдельным деталям и образам политическое звучание, обобщало, типизировало явление, создавая впечатление бесплодности "реформаторских" затей в самодержавно-бюрократическом государстве.

Слово у Крылова приобретает различную стилевую окраску в зависимости от идейной смысловой направленности басни, в зависимости от того, кто, какой персонаж является его носителем. Ведь, пользуясь эзоповским языком, говоря истину "вполоткрыта", баснописец пользуется не только системой прямых намеков и иносказаний, но и самое слово у него нередко полемично. Иронически-пародийным употреблением слов и понятий, которыми изъясняются враждебные ему персонажи, Крылов разоблачает их лицемерие, их подлинную сущность.

Такова заведомо лицемерная речь Волка, попавшего в беду в басне "Волк на псарне". Все его дружественные и возвышенные обещания, вся елейно-покаянная фразеология фальшивы, так как принадлежат Волку, злобному и лживому хищнику:
	И начал так: "Друзья! К чему весь этот шум?
			Я, воли старинный сват и кум,
	Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
		Забудем прошлое, уставим общий лад…"
Иронический смысл заключительных стихов басни является как бы последним, завершающим общую картину мазком кисти художника. В таких концовках-эпиграммах баснописец откровенно, с беспощадной иронией высказывает свое мнение, свой приговор.

В сатирической основе крыловских басен, их направленности против богатых и знатных с особенной полнотой выражен демократический характер мировоззрения баснописца, выступавшего в них в качестве народного защитника и под покровом сказочных басенных образов говорившего суровую и смелую правду о несправедливости крепостнического общества, о притеснении и угнетении сильными и знатными простых тружеников, народных масс.
<< Рефераты | << История русской литературы | 
Мастерская Интернет-Технологий


Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz