Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << История русской литературы | 

Образ русского воинства:

Россия неизменно показывает Державиным в динамике, в борении, в действии; она «наложила руку» на противников, «тмит» небесный свод, «пенит морские бездны», освобождает несчастную Андромеду. Державин утверждал, что русскому народу присуща жажда великих дел. Русские - это народ-исполин, русским присуща безмерная любовь к родине («Любви к отечеству безмерен в русских пламень»), они не боятся пасть на поле битвы, для них смерть лучше, чем «униженный мир», им чужды хитрость и коварство. Русские хотят жить в мире с другими народами. В «Гимне лиро-эпическом. На прогнание французов из Отечества» (1812) Державин писал:
Великий, сильный, славой звучный, 
Изящностью своих доброт!
По мышцам ты неутомимы,
По духу ты непобедимый,
По сердцу прост, по чувству добр,
Ты в счастьи тих, в несчастьи бодр.
Главным героем произведений о войне в творчестве Державина стал «росс» - обобщенный образ русского воинства - твердый в бою, верный царю и отечеству, чья «твердокаменная грудь» смело противостоит врагу:
Огонь в волнах неугасимый,
Очаковские стены жрет,
Пред ними росс непобедимый
И в мраз зелены лавры жнет;
Седые бури презирает,
На льды, на рвы на гром летит,
В водах и пламе помышляет:
Или умрет иль победит.
Связь с творчеством Ломоносова Державин при этом подчеркивает сам, взяв в качестве эпиграфа к стихотворению «На взятие Измаила» слова своего предшественника. Но в раскрытии военно-патриотической темы Державин уже не довольствуется традиционными средствами. В стихах Державина находит отчетливое выражение процесс сближения творчества с жизнью. Мотивы народной солдатской песни позволяют ему создать предельно живые, реалистичные образы русских солдат:
О! Исполать, ребяты,
Вам, русские солдаты!
Что вы неустрашимы,
Никем непобедимы:
За здравье ваше пьем.
В стихотворении «Атаману и войску донскому» (1807), написанному вскоре после сражения при Эйлау по поводу удачных операций донских казаков против наполеоновских войск, Державин поэтически описал ведение военных действий казаками, широко использовав при этом былинную стилистику и народные приметы, знакомые еще воинам Игоря.

По полету птиц казаки определяли близость вражеского войска, по тому, как выглядит золото - тусклое оно или блестит, определяли погоду, приглядывались к направлению дыма от костра и блеску звезд, при помощи эха определяли расстояние и т.п.:
По черных воронов полету,
По дыму, гулу, мхам, звездам,
По рыску волчью, видя мету,
Приходишь к вражьим вдруг носам.
И, зря на туск, на блеск червонца.
По солнцу иль противу солнца
Свой учреждаешь ератаул…
В стихотворении «Атаману и войску донскому» очень ощутимо воздействие «Слова о полку Игореве», которое было недавно издано и, тем самым, введено в культурный обиход, вот отрывок, близкий к картине бегства князя Игоря из плена:
В траве идешь - с травою равен,
В лесу - и равен лес с главой,
На конь вскакнешь - конь тих, не нравен,
Но вихрем мчится под тобой.
По камню ль черну змеем черным 
Ползешь ты в ночь - и следу нет,
По влаге ль белой гусем белым
Плывешь ты в день - лишь струйки вслед.
Сам Платов представлен в стихотворении то колдуном, то былинным героем.
<< Рефераты | << История русской литературы | 
Мастерская Интернет-Технологий


Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz