а) Общий тезис.
Гомер изображает поступки и чувства людей, включающиеся богами так, что вовсе не получается, будто люди оказывались «простодушными марионетками», хотя как нечто случайное и извне навязанное человеку у Гомера воспринимаются бесконечные убийства и ранения.
В основном чувствуется, что в человека его поступки не вкладывают боги или демоны, а их выдвигает повелительно вперед само человеческое «я», какая-то внутренняя и глубочайшая основа этого «я», которую плохо распознают и сами люди и которую в виду ее могущества и властности они и называют тем или иным богом, демоном.
Все предопределено, но так, чтобы они вполне свободно и в полном соответствии со своим внутренним «я» принимали те или другие свои решения и выполняли те или другие намерения.
б) Основные эпические типы изображения божественной и человеческой воли.
Первый тип
сводится к тому, что у Гомера указывается божественная воля, но ничего не говорится о человеческой воле, хотя она тут подразумевается, имея в виду или другое место текста или весь контекст повествования. (Война была предопределена богами и ничего не говорится о человеческих чувствах, обвиняют богов. Сюда же относятся и вообще все многочисленные случаи, когда тот или иной бог помогает человеку в соответствии с интересами и поступками этого последнего, а тот об этом ничего не знает, по крайней мере до поры до времени. Универсальным примером этого является постоянное покровительство Афины-Паллады Одиссею.)
Второй тип
соотношения божественной и человеческой воли у Гомера заключается в том, что в тексте формулируются человеческая воля и ничего нее говорится о божественной воле, но последняя сама собой подразумевается или на основании другого места в тексте или из контекста повествования.
Третий тип.
Здесь сразу указывается божественная и человеческая воля, так что об их тождестве не нужно и догадываться. Она просто формулируется в непосредственном виде, т.е. прямо так и говорится о совпадении той и другой воли.
Таким образом, даже в тех случаях, когда божество у Гомера вкладывает в человека те или иные мысли, чувства или поступки, даже в этих случаях нельзя сказать, что этот последний является какой- то марионеткой и лишен свободы воли. Он тут вполне активен и действует так, как сам находит нужным. Свобода человеческой воли не страдает у Гомера от божественного вмешательства. Но человек действует у автора и вопреки божественной воле; он ей сопротивляется, с ней борется, т.е. свою волю ставит выше божественной воли.
Четвертый тип.
Здесь божественная воля действует вразрез с человеческой волей и подавляет ее.
Пятый тип.
Здесь, наоборот, человеческая воля, находясь в антагонизме с божественно волей, приводит к борьбе человека с богом, и притом иной раз небезуспешной.