Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << Диалектология | << Диалектология | 

План систематического анализа текста:

I. Характеристика записи (тип фонетической транскрипции)

В предложенных для анализа текстах преобладают в основном два вида транскрипции:
  1. упрощенная фонетическая транскрипция, при которой сохраняются знаки препинания, прописные буквы, иногда отсутствует знак смягчения согласного перед гласными перед­него ряда и т. д., т. е. имеются некоторые графические упро­щения: iйi вместо [j], |нн| вместо [н] и т. п.;
  2. “строгая” фонети­ческая транскрипция, основной графический принцип которой состоит в том, что для передачи каждого звука используется особая буква (у, w для обозначения губно-губного [в]; ?- Для фрикатив­ного [г] и др.). В отличие от первой, в такой записи отсутствуют знаки препинания; предлоги, союзы и частицы транскрибируются слитно со словами, к которым они примыкают по ударению; паузы обозначают специальными знаками (| и ||). В записи этого типа последовательно обозначены ударение, мягкость и долгота соглас­ных, все оттенки звучаний ([с``], [з``] -шепелявые звуки; [ц4], [чц], [а°], [оа] -звуки переходного характера и др.).
“Строгая” фонетическая транскрипция облегчает анализ текста, делает его более точным. С видами фонетической транскрипции полезно ознакомиться по книге Е. А. Комшиловой “Практикум по русской диалектологии” (с. 7-14). Прочитайте также § 13 учебника П. С. Кузнецова и приложение 1 в сборнике упражнений Л. И. Баранниковой и В. Д. Бондалетова (с. 167).

II. Лексические особенности текста

Анализируемый текст должен быть ясен по содержанию, что возможно лишь при условии правильного понимания значений диалектных слов. С этой целью к текстам даются словарики. Разумеется, их наличие не избавляет студента от необходимости поработать со словарями и разделами “Лексика” учебных пособий, в частности учебника под редакцией П. С. Кузнецова (с. 201-236). По словарям следует определять значения диалектных слов и территорию их бытования (см. § 181 учебника под редакцией П. С. Кузнецова). На этой основе студент должен сделать лексиче­ский анализ текста. Образец такого анализа дан в упоминавшемся пособии Е. А. Комшиловой и в предлагаемом пособии (см. образцы выполнения контрольной работы).

III. Фонетические черты говора

1. Гласные звуки

1) Гласные под ударением

(§ 23-28 в учебнике под редакцией П. С. Кузнецова и § 23-28 в учебнике П. С. Кузнецова).
Укажите, есть ли в данном тексте закрытые звуки - [о], [е] или дифтонги [уо], [оу], [ие] в соответствии с литературными [о] и ['э]: [вол'а] или [вуол`а]; [в'ет'ер] или [в'иет'ер] и др.; есть ли переход ['а'] в ['e'] (в положении между мягкими согласными): [п`ат`] или [п'ет'] (рублей), [пр'ан'ик] или [пр'ен'ик] и т. д.

Выявите, какие звуки произносятся на месте древнего е в соответ­ствии с литературным ['э] в различных фонетических условиях: а) перед твердым согласным; б) перед мягким согласным; в) на конце слова; есть ли колебания в произношении звуков на месте древнего е в данном говоре; есть или отсутствует переход ['е] в ['о| в положении перед твердым согласным: [н'ес'ем] или [н'ес'ом| и т. д.

2) Гласные первого предударного слога после твердых согласных

(УРК, § 30-31, 37-38; УК, § 30- 31). Отметьте, что свойственно говору - оканье или аканье, к какому типу относится оканье (полное или неполное) или аканье (диссимилятивное или недиссимилятивное).

3) Гласные первого предударного слога после мягких соглас­ных

- еканье, ёканье, иканье, яканье (УРК, § 31, 35; УК, §31, 39). Какой гласный произносится на месте орфографического я в словах типа пятак, лягушка, тянуть и т. п.? Для среднерусских говоров характерно иканье, для южнорусских - яканье, еканье встречается в разных говорах, а ёканье - в севернорусских. Для определения типа яканья необходимо выписать и про­анализировать все слова, отражающие это явление.

4) Прочие безударные гласные

(УРК, § 61-66; УК, § 5J-57).

2. Согласные звуки

Охарактеризуйте качество следующих звуков:

а) заднеязычного [г]

(УРК, § 68-69; УК, § 56);

б) [в];

установите, отражается ли в тексте самостоятельная фонема /ф/ или [ф] заменяется [х] ?? [хв] (УРК, § 73; УК, § 63-64) ;

в) [л];

выясните, нет ли [l] - [л] среднего (УРК, § 74; УК, § 65-66);

г) аффрикат [ц] и [ч];

рассмотрите их употребление; твердыми или мягкими они являются (УРК, § 75-79; УК, § 59-60);

д) шипящих [ж] и [ш];

твердыми или мягкими они являются (УРК, § 80, 85; УК, § 57-58).
Проанализируйте, есть ли в тексте случаи выпадения [j] между гласными и последующее стяжение гласных; в каких грамматических формах они встречаются (УРК, § 84; УК, § 67).

Ответьте также на следующие вопросы:
а) какие диалектные ассимилятивные и диссимилятивные процес­сы отражены в данной записи (УРК, § 81-83; УК, § 68-69, 73);
б) как произносятся конечные губные - твердо или мягко;
в) как произносятся сочетания [ст] и [c'т'] на конце слова (УРК, §85; УК, §75).

IV. Морфологические черты говора

Объясните диалектные особенности в склонении существитель­ных (УРК, § 87-11i; УК, § 76-83, 93).
Выделите характерные для говора формы местоимений (УРК, § 112-116, 122; УК, § 84-88).
Отметьте черты, которыми отличается спряжение глаголов в данном говоре: личные окончания глаголов 3-го лица единствен­ного и множественного числа настоящего (будущего простого) времени; изменения конечных согласных основы; другие особен­ности в спряжении глаголов (УРК, § 136-154; УК, § 94-95, 98).
Рассмотрите, как образуются формы: повелительного наклоне­ния и инфинитива (УРК, § 156-157, 132-135; УК, § 96-97); возвратных глаголов - после гласного, после согласного и т. п. (УК, § 99); глаголов прошедшего времени, наблюдаемых в тексте (УРК, § 155).
Выявите особенности причастий и деепричастий: страдатель­ные причастия с суффиксами -н-, -т- и другие явления (УРК, § 158-159, 160-161; УК, § 100-103). Установите, какими характерными чертами отличается склоне­ние прилагательных и неличных местоимений (УРК, § 121-122; УК, § 86-91); как образуются степени сравнения прилагательных (УК,§92).
Укажите особенности образования, склонения и употребления числительных (УРК, § 123-126).
Определите, нет ли в тексте диалектных форм наречий; как они образованы; каково их значение в данном говоре в соответ­ствии с литературным языком.

V. Синтаксические черты говора

В процессе анализа текста обратите внимание на следующие вопросы:
а) какие имеются особенности в построении словосочетаний (УРК, § 163-167);
б) в построении предложений (УРК, § 168-175);
в) не употребляются ли деепричастия в роли сказуемого (УРК, § 127; УК, § 107);
г) не наблюдается ли утрата согласования страдательных причастий типа письма послано, сено связен и т. п. (УРК, § 170-171; УК, § 107);
д) не встречаются ли сложные формы прошедшего времени типа: Деревня наша давно населилась есть; Они были туда уехали (УРК, § 172);
е) не ставится ли управляемое существительное женского рода в форме именительного падежа вместо винительного при инфинитиве переходных глаголов: нaдo лодка смолить; надевать шуба (УРК, § 166, УК, § 108-109);
ж) какие можно отметить особенности в употреблении предло­гов (УРК, § 165, 167);
з) имеются ли в данной записи постпозитивные частицы -от, -та, -то, -ту, -те, -ти; согласуются ли они со словами и как (УРК, § 173; УК, § 110);
и) в чем своеобразие употребления союзов и частиц в данном говоре (УРК, § 173; УК, § 111);
к) как согласуется сказуемое с подлежащим, выраженным существительным с собирательным значением, типа бриgада идут', ворон'jо пол'ет'ел'и (УК, § 106).

VI. Выводы

1. На основании проведенного анализа определите, к какому наречию относится данный говор - севернорусскому или южно­русскому? Или к числу среднерусских говоров? К какой диалектной зоне? Приведите доказательства (УРК, § 195-227).
2. Сделайте вывод, можно ли отнести исследуемый говор к определенной группе данного наречия, и аргументируйте его.
3. Выделите черты, возникшие под влиянием литературного языка (например, отдельные случаи [г] || [к] при общем [g] || [х] в говоре; [в] || [ф] при [w], [у] в говоре; [ч] (при цоканье), т. е. случаи отступлений от последовательного проведения какой-то закономерности, а также особенности ударения, словоупотребле­ния и т. п.
<< Рефераты | << Диалектология | 
Мастерская Интернет-Технологий



Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz