|
<< Рефераты | << Диалектология | << Диалектология |
План систематического анализа текста:
I. Характеристика записи (тип фонетической транскрипции)
В предложенных для анализа текстах преобладают в основном два вида транскрипции:
- упрощенная фонетическая транскрипция, при которой сохраняются знаки препинания, прописные буквы, иногда отсутствует знак смягчения согласного перед гласными переднего ряда и т. д., т. е. имеются некоторые графические упрощения: iйi вместо [j], |нн| вместо [н] и т. п.;
- “строгая” фонетическая транскрипция, основной графический принцип которой состоит в том, что для передачи каждого звука используется особая буква (у, w для обозначения губно-губного [в]; ?- Для фрикативного [г] и др.). В отличие от первой, в такой записи отсутствуют знаки препинания; предлоги, союзы и частицы транскрибируются слитно со словами, к которым они примыкают по ударению; паузы обозначают специальными знаками (| и ||). В записи этого типа последовательно обозначены ударение, мягкость и долгота согласных, все оттенки звучаний ([с``], [з``] -шепелявые звуки; [ц4],
[чц], [а°], [оа] -звуки переходного характера и др.).
“Строгая” фонетическая транскрипция облегчает анализ текста, делает его более точным. С видами фонетической транскрипции полезно ознакомиться по книге Е. А. Комшиловой “Практикум по русской диалектологии” (с. 7-14). Прочитайте также § 13 учебника П. С. Кузнецова и приложение 1 в сборнике упражнений Л. И. Баранниковой и В. Д. Бондалетова (с. 167).
II. Лексические особенности текста
Анализируемый текст должен быть ясен по содержанию, что возможно лишь при условии правильного понимания значений диалектных слов. С этой целью к текстам даются словарики. Разумеется, их наличие не избавляет студента от необходимости поработать со словарями и разделами “Лексика” учебных пособий, в частности учебника под редакцией П. С. Кузнецова (с. 201-236). По словарям следует определять значения диалектных слов и территорию их бытования (см. § 181 учебника под редакцией П. С. Кузнецова). На этой основе студент должен сделать лексический анализ текста. Образец такого анализа дан в упоминавшемся пособии Е. А. Комшиловой и в предлагаемом пособии (см. образцы выполнения контрольной работы).
III. Фонетические черты говора
1. Гласные звуки
1) Гласные под ударением (§ 23-28 в учебнике под редакцией П. С. Кузнецова и § 23-28 в учебнике П. С. Кузнецова).
Укажите, есть ли в данном тексте закрытые звуки - [о], [е] или
дифтонги [уо], [оу], [ие] в соответствии с литературными [о] и ['э]: [вол'а] или [вуол`а]; [в'ет'ер] или [в'иет'ер] и др.; есть ли переход ['а'] в ['e'] (в положении между мягкими согласными): [п`ат`] или [п'ет'] (рублей), [пр'ан'ик] или [пр'ен'ик] и т. д.
Выявите, какие звуки произносятся на месте древнего е в соответствии с литературным ['э] в различных фонетических условиях: а) перед твердым согласным; б) перед мягким согласным; в) на конце слова; есть ли колебания в произношении звуков на месте древнего е в данном говоре; есть или отсутствует переход ['е] в ['о| в положении перед твердым согласным: [н'ес'ем] или [н'ес'ом| и т. д.
2) Гласные первого предударного слога после твердых согласных (УРК, § 30-31, 37-38; УК, § 30- 31).
Отметьте, что свойственно говору - оканье или аканье, к какому типу относится оканье (полное или неполное) или аканье (диссимилятивное или недиссимилятивное).
3) Гласные первого предударного слога после мягких согласных - еканье, ёканье, иканье, яканье (УРК, § 31, 35; УК, §31, 39).
Какой гласный произносится на месте орфографического я в словах типа пятак, лягушка, тянуть и т. п.? Для среднерусских говоров характерно иканье, для южнорусских - яканье, еканье встречается в разных говорах, а ёканье - в севернорусских.
Для определения типа яканья необходимо выписать и проанализировать все слова, отражающие это явление.
4) Прочие безударные гласные (УРК, § 61-66; УК, § 5J-57).
2. Согласные звуки
Охарактеризуйте качество следующих звуков:
а) заднеязычного [г] (УРК, § 68-69; УК, § 56);
б) [в]; установите, отражается ли в тексте самостоятельная фонема /ф/ или [ф] заменяется [х] ?? [хв] (УРК, § 73; УК, § 63-64) ;
в) [л]; выясните, нет ли [l] - [л] среднего (УРК, § 74; УК, § 65-66);
г) аффрикат [ц] и [ч]; рассмотрите их употребление; твердыми или мягкими они являются (УРК, § 75-79; УК, § 59-60);
д) шипящих [ж] и [ш]; твердыми или мягкими они являются (УРК, § 80, 85; УК, § 57-58).
Проанализируйте, есть ли в тексте случаи выпадения [j] между гласными и последующее стяжение гласных; в каких грамматических формах они встречаются (УРК, § 84; УК, § 67).
Ответьте также на следующие вопросы:
а) какие диалектные ассимилятивные и диссимилятивные процессы отражены в данной записи (УРК, § 81-83; УК, § 68-69, 73);
б) как произносятся конечные губные - твердо или мягко;
в) как произносятся сочетания [ст] и [c'т'] на конце слова (УРК, §85; УК, §75).
IV. Морфологические черты говора
Объясните диалектные особенности в склонении существительных (УРК, § 87-11i; УК, § 76-83, 93).
Выделите характерные для говора формы местоимений (УРК, § 112-116, 122; УК, § 84-88).
Отметьте черты, которыми отличается спряжение глаголов в данном говоре: личные окончания глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего (будущего простого) времени; изменения конечных согласных основы; другие особенности в спряжении глаголов (УРК, § 136-154; УК, § 94-95, 98).
Рассмотрите, как образуются формы: повелительного наклонения и инфинитива (УРК, § 156-157, 132-135; УК, § 96-97); возвратных глаголов - после гласного, после согласного и т. п. (УК, § 99); глаголов прошедшего времени, наблюдаемых в тексте (УРК, § 155).
Выявите особенности причастий и деепричастий: страдательные причастия с суффиксами -н-, -т- и другие явления (УРК, § 158-159, 160-161; УК, § 100-103).
Установите, какими характерными чертами отличается склонение прилагательных и неличных местоимений (УРК, § 121-122; УК, § 86-91); как образуются степени сравнения прилагательных (УК,§92).
Укажите особенности образования, склонения и употребления числительных (УРК, § 123-126).
Определите, нет ли в тексте диалектных форм наречий; как они образованы; каково их значение в данном говоре в соответствии с литературным языком.
V. Синтаксические черты говора
В процессе анализа текста обратите внимание на следующие вопросы:
а) какие имеются особенности в построении словосочетаний (УРК, § 163-167);
б) в построении предложений (УРК, § 168-175);
в) не употребляются ли деепричастия в роли сказуемого (УРК, § 127; УК, § 107);
г) не наблюдается ли утрата согласования страдательных причастий типа письма послано, сено связен и т. п. (УРК, § 170-171; УК, § 107);
д) не встречаются ли сложные формы прошедшего времени типа: Деревня наша давно населилась есть; Они были туда уехали (УРК, § 172);
е) не ставится ли управляемое существительное женского рода в форме именительного падежа вместо винительного при инфинитиве переходных глаголов: нaдo лодка смолить; надевать шуба (УРК, § 166, УК, § 108-109);
ж) какие можно отметить особенности в употреблении предлогов (УРК, § 165, 167);
з) имеются ли в данной записи постпозитивные частицы -от, -та, -то, -ту, -те, -ти; согласуются ли они со словами и как (УРК, § 173; УК, § 110);
и) в чем своеобразие употребления союзов и частиц в данном говоре (УРК, § 173; УК, § 111);
к) как согласуется сказуемое с подлежащим, выраженным существительным с собирательным значением, типа бриgада идут', ворон'jо пол'ет'ел'и (УК, § 106).
VI. Выводы
1. На основании проведенного анализа определите, к какому наречию относится данный говор - севернорусскому или южнорусскому? Или к числу среднерусских говоров? К какой диалектной зоне? Приведите доказательства (УРК, § 195-227).
2. Сделайте вывод, можно ли отнести исследуемый говор к определенной группе данного наречия, и аргументируйте его.
3. Выделите черты, возникшие под влиянием литературного языка (например, отдельные случаи [г] || [к] при общем [g] || [х] в говоре; [в] || [ф] при [w], [у] в говоре; [ч] (при цоканье), т. е. случаи отступлений от последовательного проведения какой-то закономерности, а также особенности ударения, словоупотребления и т. п.
<< Рефераты | << Диалектология |
|
|