Подготовительный этап
Каждому заочнику на установочной сессии нужно получить вариант контрольной работы и проконсультироваться у преподавателя по всем вопросам, вызывающим затруднение. Это особенно важно для тех, кто будет самостоятельно собирать материал и записывать диалектную речь.
Студенту следует сразу просмотреть задание своего варианта:
нет ли там указаний на использование литературы, отсутствующей в местных библиотеках. В таком случае надо во время установочной сессии законспектировать соответствующий материал по книгам, имеющимся в библиотеке института.
Прежде чем приступить к контрольной работе, необходимо по своим конспектам восстановить в памяти содержание лекций, прослушанных на установочной сессии, и внимательно изучить имеющуюся литературу. Список литературы, основной и дополнительной, которая поможет разобраться в рассматриваемом вопросе, помещен в конце пособия.
Основное пособие по курсу - “Русская диалектология” под редакцией П. С. Кузнецова (М., 1973). Можно пользоваться также учебником П. С. Кузнецова “Русская диалектология” (3-е изд. М., I960), но в нем раздел “Основные наречия русского языка и группировка русских говоров” (с. 140-156) устарел, поэтому необходимо данный материал изучить по книге К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой “Диалектное членение русского языка” (М., 1970) или по монографии “Русская диалектология” под редакцией Р. И. Аванесова и В. Г. Орловой [2-е изд. М., 1965, ч. 2. Диалектное членение русского языка, с. 227-297].
Студенты должны уделить особое внимание характеристике фонетической системы русских диалектов, разобраться в сущности таких фонетических явлений, как оканье, аканье, еканье, ёканье, иканье, яканье и др.
Наиболее сложны и трудны для усвоения следующие вопросы фонетики: 1) история древнего [е], обозначаемого буквой ь, по говорам; 2) [о] ([о] закрытый) и дифтонги на месте древнего о под восходящим ударением; 3) характер изменения гласных неверхнего подъема ([а], [е], [е]) после мягких согласных в первом предударном слоге (для южнорусских говоров - яканье и его типы). Облегчит заочникам изучение этих вопросов предварительное ознакомление с ними по имеющемуся в данном пособии специальному разделу “Некоторые сложные вопросы фонетики русских говоров” (см. ниже), который необходимо прочитать всем студентам до выполнения своего варианта контрольной работы.
Материал по морфологии и синтаксису русских говоров можно найти в указанных выше учебнике под редакцией П. С. Кузнецова (§ 86-175) и старом учебнике П. С. Кузнецова (§ 76-112). Дополнительная литература по этим разделам указана в библиографическом списке.
При изучении фонетической системы и грамматического строя русских диалектов следует обращать внимание и на территориальное размещение тех или иных явлений.
Курс диалектологии включает раздел “Диалектное членение русского языка”. Классификация русских говоров впервые была предложена в 1915 г. в книге “Опыт диалектологической карты русского языка в Европе” (Труды Московской диалектологической комиссии. М., 1915, вып. V). Эта классификация в самых общих чертах верно указывает на характерный комплекс черт говоров каждого из наречий русского языка, достаточно подробно знакомит с многообразием русских диалектов, поэтому она просуществовала до 1964 г. Эта традиционная классификация приводится во всех пособиях по диалектологии, изданных до 1964 г.
Новая классификация, построенная на основе достижений лингвистической географии, на основе интерпретации лингвистических карт диалектологических атласов, материалы для которых были собраны во время планомерного обследования говоров русского языка по единой программе, предложена впервые в монографии АН СССР “Русская диалектология” (М., 1964). Для учебных целей была издана указанная выше книга К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой “Диалектное членение русского языка”. Новая классификация приводится в сокращенном виде в учебнике под редакцией П. С. Кузнецова и других пособиях по диалектологии, изданных в последние десятилетия.
Важно, чтобы студенты хорошо уяснили, по каким основным чертам можно противопоставить одно наречие русского языка другому, по каким признакам можно отличить одну группу от другой внутри данного объединения.
Для прочного усвоения материала курса обязателен разбор диалектных текстов, необходимо умение анализировать записи говоров, самим записывать устную речь. Студенты должны совершенствовать первоначальные навыки разбора диалектных текстов, полученные ими на практических занятиях во время установочной сессии. Образцы пословного и систематического анализа текстов имеются в пособии Е. А. Комшиловой “Практикум по русской диалектологии” (2-е изд. М., 1965, с. 14-32), написанном специально для студентов-заочников I курса факультетов русского языка и литературы педагогических институтов.