Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << Диалектология | 

Методические указания к контрольной работе:

Подготовительный этап

Каждому заочнику на установочной сессии нужно получить вариант контрольной работы и проконсультироваться у препода­вателя по всем вопросам, вызывающим затруднение. Это особен­но важно для тех, кто будет самостоятельно собирать материал и записывать диалектную речь.

Студенту следует сразу просмотреть задание своего варианта: нет ли там указаний на использование литературы, отсутствующей в местных библиотеках. В таком случае надо во время устано­вочной сессии законспектировать соответствующий материал по книгам, имеющимся в библиотеке института.

Прежде чем приступить к контрольной работе, необходимо по своим конспектам восстановить в памяти содержание лекций, про­слушанных на установочной сессии, и внимательно изучить имею­щуюся литературу. Список литературы, основной и дополнитель­ной, которая поможет разобраться в рассматриваемом вопросе, помещен в конце пособия.

Основное пособие по курсу - “Русская диалектология” под ре­дакцией П. С. Кузнецова (М., 1973). Можно пользоваться также учебником П. С. Кузнецова “Русская диалектология” (3-е изд. М., I960), но в нем раздел “Основные наречия русского языка и группировка русских говоров” (с. 140-156) устарел, поэтому необходимо данный материал изучить по книге К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой “Диалектное членение русского языка” (М., 1970) или по монографии “Русская диалектология” под редакцией Р. И. Аванесова и В. Г. Орловой [2-е изд. М., 1965, ч. 2. Диалект­ное членение русского языка, с. 227-297].

Студенты должны уделить особое внимание характеристике фо­нетической системы русских диалектов, разобраться в сущности таких фонетических явлений, как оканье, аканье, еканье, ёканье, иканье, яканье и др.

Наиболее сложны и трудны для усвоения следующие вопросы фонетики: 1) история древнего [е], обозначаемого буквой ь, по говорам; 2) [о] ([о] закрытый) и дифтонги на месте древнего о под восходящим ударением; 3) характер изменения гласных не­верхнего подъема ([а], [е], [е]) после мягких согласных в пер­вом предударном слоге (для южнорусских говоров - яканье и его типы). Облегчит заочникам изучение этих вопросов предваритель­ное ознакомление с ними по имеющемуся в данном пособии спе­циальному разделу “Некоторые сложные вопросы фонетики рус­ских говоров” (см. ниже), который необходимо прочитать всем студентам до выполнения своего варианта контрольной работы.

Материал по морфологии и синтаксису русских говоров можно найти в указанных выше учебнике под редакцией П. С. Кузнецова (§ 86-175) и старом учебнике П. С. Кузнецова (§ 76-112). До­полнительная литература по этим разделам указана в библиогра­фическом списке.

При изучении фонетической системы и грамматического строя русских диалектов следует обращать внимание и на территориаль­ное размещение тех или иных явлений.

Курс диалектологии включает раздел “Диалектное членение русского языка”. Классификация русских говоров впервые была предложена в 1915 г. в книге “Опыт диалектологической карты русского языка в Европе” (Труды Московской диалектологической комиссии. М., 1915, вып. V). Эта классификация в самых общих чертах верно указывает на характерный комплекс черт говоров каждого из наречий русского языка, достаточно подробно зна­комит с многообразием русских диалектов, поэтому она просущест­вовала до 1964 г. Эта традиционная классификация приводится во всех пособиях по диалектологии, изданных до 1964 г.

Новая классификация, построенная на основе достижений лингвистической географии, на основе интерпретации лингвисти­ческих карт диалектологических атласов, материалы для которых были собраны во время планомерного обследования говоров рус­ского языка по единой программе, предложена впервые в моногра­фии АН СССР “Русская диалектология” (М., 1964). Для учебных целей была издана указанная выше книга К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой “Диалектное членение русского языка”. Новая клас­сификация приводится в сокращенном виде в учебнике под ре­дакцией П. С. Кузнецова и других пособиях по диалектологии, изданных в последние десятилетия.

Важно, чтобы студенты хорошо уяснили, по каким основным чертам можно противопоставить одно наречие русского языка дру­гому, по каким признакам можно отличить одну группу от дру­гой внутри данного объединения.

Для прочного усвоения материала курса обязателен разбор диалектных текстов, необходимо умение анализировать записи го­воров, самим записывать устную речь. Студенты должны совер­шенствовать первоначальные навыки разбора диалектных текстов, полученные ими на практических занятиях во время установоч­ной сессии. Образцы пословного и систематического анализа текстов имеются в пособии Е. А. Комшиловой “Практикум по русской диалектологии” (2-е изд. М., 1965, с. 14-32), написанном спе­циально для студентов-заочников I курса факультетов русского языка и литературы педагогических институтов.
<< Рефераты | << Диалектология | 
Мастерская Интернет-Технологий


Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz