В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Специфические черты древнерусской литературы (средневековая литература начало нашей классической литературы):
1 Историзм
(героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица), нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте.
2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы
(древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников - хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.
3 Церковный характер произведения:
основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи. Менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. (Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские).
4 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев ввел термин -
литературный этикет, т.е. в Древней Руси взаимоотношения между людьми подчинялись особому этикету или традиции (жизнь четко нормирована). Этикет существовал и в искусстве, особенно в живописи (изображения на иконах располагались в строго определенных положениях - рост зависел от известности), события из жизни святых подчинялись также этикету. Автор древне русских произведений прославлял или порицал то, что принято прославлять или порицать. Им создавалась в произведениях такие ситуации, какие необходимы по этикету (в «Слове о полку Игореве» отправляется в поход князь, значит необходимо показать обращение его к дружине, и его молитва богу, князь расписывается в парадных положениях; обычно русское войско изображается малочисленным, а войско врага многочисленным, чтобы показать силу войска и т.д.). Литературный этикет есть в любом произведении.
5 Анонимичность древнерусской литературы:
авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины: 1) Имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты) 2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность - божий дар.
6 Вариативность:
(Основа древнерусского фольклора.) произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.
7 Традиционность
в Древней Руси в литературном произведении не существовало эффекта неожиданности («Житие святого», т.е. речь пойдет в произведение о жизни святого и его посмертных чудесах)
8 В древнерусской литературе
до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских). Церковный жанр главный. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.
9 Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность.
Главная задача писателя прославление русской земли.
10 Символизм (Лихачев).
Все средневековое искусство было пронизано стремлением к символизму, толкованию явлений природы, истории жизни. Древнерусские люди считали, что весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл (гроза из «Слова о полку Игореве»). Символы понятны древним людям: зима - символизировала время пришествия крещение Иисуса Христа; весна - время крещения, обновление человека; лето - символ вечной жизни; осень символ последнего суда, время, когда человек подводит определенный итог своей жизни. Четырем временам года соответствует и 4 имя евангелистов.