|
<< Рефераты | << Древнерусская литература |
Трансформация жанров древнерусской литературы:
жанр жития переходит в бытовую повесть (светский жанр).
Система жанра в древнерусской литературы:
1). Жанровая система была сложна. Существовало огромное количество жанров, более ста.
2). Жанр определяется их употреблением:
- Либо в мирской жизни (юридическая практика, диплом, княжеский быт), либо в богослужении;
- Основная группа заимствована из Византии (житие);
- Существование жанра обусловлено применением их в практических жизни, поэтому все жанры делятся на церковные и светские.
Жанры |
Жанры |
Жанры |
Церковные
- ведущие (Житие, Евангелия, песнопения, апостольские послания и т.д.). |
Светские
- мирские (летописи, исторические повести, хроники). |
Переводные |
Оригинальные
(созданы русскими авторами - летопись) |
Объединенные
(одно произведение включает в себя несколько жанров). Сборник является объединяющим, т.к. состоит из следующих жанров: хронологии, азбуковники, хронографы. |
Первичные
(на более мелкие не осложняется жанр). Жанры входящие в сборник являются первичными:
хронология и т.д. |
|
Летописания - светский оригинальный объединенный жанр.
Светские оригинальные жанры создавались русскими, летописание велось на Руси с 11-18 века, летописи составлялись в монастырях частными. Летописи созданные разными авторами нередко противоречили друг другу в оценке одного события. Летопись является первым важным жанром ДРЛ - рассказы различные. Основной принцип, по которому строится летописи, это принцип погодного изложения, т.е. летопись состояла их погодных статей, сообщавших о происходивших в каждом году событиях: «В лето 6535 (- год от сотворения мира,1027)…..». Писание по летам, годам называется летописью. Перечисление событий в летописи отражается по формуле «И + глагол». Некоторые исследователи считали, что русское летописание возникло как подражание Византийскому жанру - хронограф. Хронографы - в них исторические процессы делятся по царствованиям. Летописец фиксирует последовательность событий.
Для летописи монументально-исторической характерно: - летопись повествует об официальных исторических событиях, она не содержит событий частного характера или рассказов о людях, стоящих на низкой лестнице феодальных отношений. Если человек попадал в летописные записи - это являлось значительным событием, говоря о жизни официального лица летописец не касался его частной жизни. Если в летописях упоминалось о рождении князей, о свадьбах и пирах, то только потому, что они являлись официальными.
Герои раскрывались в летописях, совершая определенные поступки: психология героя, его внутренний мир и характер не раскрываются (психология героя раскрывается только в 15 веке, а характер в 17 веке). Герой на протяжении всего действия остается неизменным. Герои делятся на положительных или на отрицательных. Свойство князей ясны, черты героя, автор дает краткие характеристики героя. В литературе существовало несколько идеалов: княжеский идеал, монашеский идеал, идеал святых. Князь изображался в парадных положениях: князь во главе войска, принимает послов, держит слова перед дружиной (Князь Всия Руси - местные князья - бояре - дружина - народ). Задача летописца прославить своего князя. Идеальный - это человек бесстрашный в бою, презирающий смерть, любящий свою родину и народ: летописи отражали в основном два княжеских занятия - войну и охоту.
В церковном жанре: - во главе русской церкви стоял митрополит; - монашеский идеал и идеал святых: служение богу, отрешенность от мира и его интересов и т.д. Святые внесословны. В «Повести временных лет» описывается народ. Интересно в летописях представлено изображение простого народа - народ выглядит массой без единого, индивидуального голоса. Главная черта в народе, которая подчеркивается - верность своему князю. (Дружина не безвозмездно служила князю)
<< Рефераты | << Древнерусская литература |
|
|