Введение.
История древней русской литературы не может рассматриваться в отрыве от истории самого русского народа и Русского государства. Семь столетий (с 11 по 17), в течение которых развивалась древняя русская литература, насыщены столькими значительными событиями в исторической жизни русского народа, что рассматривать их как единое целое нельзя. Поэтому возникает необходимость в более подробной периодизации древнерусского литературного процесса, обусловленного крупнейшими изменениями в самой истории русского народа за эти семь столетий. Таких периодов можно насчитать три: 1период - литература древнерусского государства (11-12 век); 2 период - литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (13-15); 3 период - литература Русского централизованного государства (16-17).
Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева как политического и культурного центра все Русской земли. Это обусловливалось тем, что Киев, несмотря на феодальное дробление древнерусского государства, оставался важнейшим экономическим звеном на мировом торговом пути. Второй период начинается с 13 века, с захвата западными крестоносцами в 1204 году Константинополя и ликвидации вследствие этого не только экономического значения Киева, но и ведущей политической роли его в системе других русских феодальных полугосударств. В этот период, заканчивающийся в конце 15 столетия, утрачиваются тесные связи между северо-восточными и юго-западными областями древнерусского государства, захваченными соседними феодальными странами - Польшей и Литвой. Из единой древнерусской народности начинают складываться три братских народа: русский, украинский и белорусский. Если литература древнерусского государства в первый период была общей для всех трех народов, то во второй период она становится литературной собственно русского народа, создавшего к исходу 15 века свое могучее централизованное государства, сложившееся вокруг Москвы как нового политического и культурного центра. Наконец, литература третьего периода отражает дальнейший рост Русского централизованного государства в 15-17 веках, когда оно превращается в государство многонациональное, играющее активную роль в международных отношениях своего времени.
Разумеется, каждый их трех названных периодов в развитии древней русской литературы не может рассматриваться как нечто неизменное и целое. Для того чтобы проследить ход литературного развития внутри каждого периода и показать его неразрывную связь с древнерусским историческим процессом, удобнее всего изучать историю древнерусской литературы по столетиям.
Появление древнерусской письменности не было и не могло быть результатом заимствования извне. Древнерусская письменность появилась задолго до принятия христианства, в соответствии с внутренними потребностями раннефеодального общества.
Древнерусское государство на территории восточной Европы складывалось постепенно. В начале первого тысячелетия нашей эры восточнославянские племена жили еще первобытным строем. Восточная Римская империя под натиском славян уже в 6 веке вынуждена была уступить им часть своей территории. В 7 и последующих веках на этой территории возникли такие славянские государства, как Болгария и Сербия. Понятно, что византийские, а также арабские писатели много внимания уделяли жизни славян и их политической организации. Так, арабский писатель Масуди, живший в 10 столетии, говорит о славянах Прикарпатья следующее: «… само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена…». Нетрудно увидеть, что здесь речь идет о волынянах, (известных также и русским летописям), обитавших по Западному Бугу и далее - к Карпатам. Масуди рассказывает, что союз славянских племен во главе с волынянами (Валинана) распался в 17 веке вследствие внутренних раздоров. Возможно, причиной этому было нашествие аваров, которых русская летопись называет обрами.
Наряду с указанным объединением славян в Прикарпатье источники отмечают существование другого славянского союза (антского), тоже недолговременного. Наличие этих объединений, или союзов, показывает, что уже начиная с 7 столетия у восточных славян появились необходимые условия (т.е. соответствующий уровень производительных сил и производственных отношений) для создания государства.
Основным занятием восточных славян было земледелие. При первобытнообщинном строе у них господствовало подсечное хозяйство. В 7 столетии, как свидетельствуют данные археологии, у восточных славян появились железные сошники (наральники), что обусловило переход к пашенному земледелию, требующему орудий для взрыхления земли. Распространение пашенного земледелия привело к делению славянского общества на классы. Наряду со старыми родовыми поселениями возникают новые центры ремесла и торговли. По свидетельству иностранцев, на Руси в 9 веке уже было много городов, заслуживших ей даже название «страны городов».
О заморской торговле древней Руси с Византией сохранилось немало известий. Например, в Бертинских анналах под 839 годом рассказывается о посольстве византийского императора Феофила к императору Людовику 1 Благочестивому: «Послал он (т.е. византийский император) с ними (византийскими послами) также несколько (людей), которые говорили, что их зовут рос (Rhos), и которых, как они говорили, царь их, по имени хакан (Chacanus), отправил к нему (византийскому императору) ради дружбы».Торговать в Константинополе могли только те народы, которые признали над собой власть Византийской империи или же военной силой добились у нее договора, предусматривающего право на эту торговлю. О военных походах древней Руси против Византии имеется немало свидетельств. Константинопольский патриарх Фотий в 866 году говорит о нашествии Руси на Византии, называя Русь то народом рос, то скифами. По словам Фотия, рос, или скифы, - большой, всем известный народ, за последнее время покоривший своих соседей. Два других византийских писателя 10 века, Лев Диакон и Заира, называют восточных славян также то «русью», то «скифами», то «тавро-скифами».
До нас дошел договор 912 года русского князя Олега с Византией, согласно которому Византия принуждена была разрешить русским купцам торговать в Константинополе, при этом им назначалось место для проживания и определялся размер содержания. Что этот договор не был первым по времени, видно их того, что в нем указывается на прежнее соглашение, на «от многих лет межи хрестианы (т.е. греками) и Русью бывьшюю любовь».
Возросшую мощь сложившегося к 9 веку древнерусского государства испытывали на себе и другие его соседи. В «Истории Табаристана» рассказывается о походах русов в 880, 909 и 910 гг. на Абесгун, Макале, Сари, Далейман и Гилян. По сообщению арабского писателя Аль-Масуди, в 913-914 гг. русы проникли в Каспийское море на 500 судах, вмещавших по 100 человек каждое. Спустившись по морю до Апшеронского полуострова, они заняли остров, получивший название Русского, и много месяцев господствовали на море. Один отряд русских высадился близ Ферахабада. Аль-Масуди, описывая этот поход русских, говорит, что «никто, кроме них, не плавает по этому морю».
В 941 году русский князь Игорь из Киева предпринял поход на Византию. На 10000 ладьях русские вышли в Черное море, которое называлось тогда Русским. Константинополя им взять не удалось, но они разорили византийское побережье от Босфора до Пафлагонии. В морской битве значительная часть русского флота была сожжена «греческим огнем». Остатки флота вернулись в Керченский пролив, где на Таманском полуострове находилась сильная русская крепость Тьмутаракань. Через три года Игорь возобновил войну против Византии, завершившуюся новым договором на Дунае в 944 году. По этому договору Игорь сохранил свои владения в восточном Крыму и на Таманском полуострове, но обязался не нападать на крымские владения Византии (Корсуньскую землю). За это греки в свою очередь должны были, по требованию Игоря, давать ему воинов из своих владений в Крыму, «елико ему будет требе».
После заключения указанного договора русские корабли направились вдоль Кавказского побережья, а затем сушей через Северный Кавказ к Дербенту, заняв крупный торговый город Бердаа. По свидетельству арабских источников, русы, взяв город, «объявили там о пощаде и вели себя хорошо (с жителями)». По-видимому, поход этот был предпринят с целью присоединения новой территории к Тьмутараканской области, но вспыхнувшая вскоре эпидемия заставила русских уйти из Бердаа.
Итак, в 10 столетии древнерусское государство было уже сильнейшим в Европе. Оно победоносно воевало с Византией, оно окончательно разгромило Хазарский каганат в низовье Волги, после чего русские князья стали даже именоваться титулов великого кагана.
К концу 10 столетия территория древнерусского государства простиралась от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Город Тьмутаракань стал крупным русским торговым портом на юге, а Новгород - на севере.
Уже в 11 веке Новгород был самым благоустроенным городом Северной Европы. В нем имелись мостовые и водопроводы. Интересно отметить, что первая мостовая появилась во Франции в 1184 году, в Германии - в начале 14 века, а в Англии - в 1417 году.
При Святославе (умер в 972 году) древнерусское государство еще не получило определенных границ, которые изменялись в зависимости от удачных военных походов княжеской дружины, и не имело еще своего постоянного центра. Известно, что, завоевав дунайские города, Святослав хотел столицей своего государства сделать город Переяславец, т.к. он расположен на многих торговых путях. После смерти Святослава древнерусское государство оказалось разделенным между тремя его сыновьями. Старший сын Ярополк еще при жизни отца княжил в Киеве, второй сын Олег получил древлянскую землю с городом Вручевым, третий сны Владимир был князем в Новгороде, в результате междоусобной борьбы Ярополк и Олег были убиты, и древнерусское государство досталось Владимиру.
В отличие от своего отца Владимир заботился более об укреплении своего государства, а не о завоевании новых земель. Он усилил власть феодального класса землевладельцев, изменил систему управления государством, заменив местных «светлых и великих князей» своими мужами и сыновьями. Поскольку на огромной территории древнерусского государства наряду со славянами обитали и другие народности, имевшие различную культуру, обычаи и верования, Владимир сделал попытку теснее объединить их, создав единую для всего государства религию - религию Византии. За военную помощь, оказанную Владимиром византийскому императору Василию 2 против Варды Фоки, Василий обещал выдать свою сестру царевну Анну замуж за русского князя. Когда же русские войска разгромили армию Варды, Василий отказался выполнить свое обещание. Тогда Владимир захватил греческий город в Крыму Корсунь. Василий вынужден был отправить свою сестру к Владимиру в Корсунь, где и состоялся обряд бракосочетания русского князя с византийской принцессой по греческому христианскому обряду. Вернувшись в Киев, Владимир провозгласил христианство единственной религией всего древнерусского государства.
Введение христианства на Руси в конце 10 века (988) имело большое прогрессивное значение. Оно укрепило внутреннее положение древнерусского государства, содействовало дальнейшему развитию феодальных производственных отношений в стране, пестрое население которой находилось на разном уровне общественного развития. Но христианская церковь стала сильнейшим орудием подчинения трудящихся масс господствующему феодальному классу. Дальнейшее развитие феодального способа производства неизбежно должно было привести к дроблению древнерусского государства, которое началось со второй половины 11 столетия.
С введением христианства на Руси усилились культурные и политические связи меду древнерусским государством и Византией. Так как главой христианской церкви в Византии признавался только один император «ромеев», т.е. византийский император, то принятие другими народами христианства от Византии рассматривалось там как признание религиозной и политической зависимости этих народов от Византии. Поскольку Владимир силой заставил византийского императора отдать ему свою сестру и прислать церковнослужителей для крещения русских людей, постольку при жизни Владимира претендовать на политическую зависимость древнерусского государства от Византии греки не могли. Но после смерти Владимира, во время начавшейся затем междоусобной борьбы многочисленных сыновей русского князя, Византия стала настойчиво добиваться полного подчинения молодой русской церкви константинопольскому патриарху, а следовательно, и византийскому императору. Таким образом, борьба за церковную независимость стала после смерти Владимира борьбой за политическую независимость древнерусского государства. В этой борьбе исключительную роль сыграла русская литература первой половины 11 века.
Уже в 912 году русские пользовались письменность, для записи того теста перевода договора, который должен был у них сохраняться. Мало того, в этом же договоре было сказано о привычке русских купцов делать письменные завещания на случай своей смерти. В другом договоре русских с греками (945) с не меньшей определенность, говорится о распространенности грамотности на Руси: из текста этого договора видно, что русские имели обычай еще в первой половине 10 века снабжать свои корабли, отправляющиеся в Константинополь, письменными документами, удостоверяющими их мирные намерения. Следовательно, грамотность на Руси в то время была обычным делом.
Находки советскими археологами берестяных грамот 11 века, надписей на глиняных сосудах, обозначающих их содержание, подписей имен владельцев на шиферных пряслицах, ремесленных знаков на различных изделиях - все это свидетельствует о том, что письменность получила широкое распространение на Руси не вследствие принятия христианства из Византии, а задолго до этого, и притом постепенно, в результате развития ремесел, появления классов и образования государства, нуждавшегося для торговли и управления в более или менее упорядоченной переписке.
Возможно, как предполагаю ученые, письменность возникла еще до образования относительно единого древнерусского государства. Восточнославянские племена развивались далеко неравномерно. Более развитые племена могли уже обладать начатками письменности, в то время как менее развитые ими еще не обладали.
Вместе с этим следует признать, что введение христианства в 988 году имело большое значение для дальнейшего развития и распространения письменности по всей территории древнерусского государства. Христианская церковная письменность требовала установления единой орфографии, единых приемов письма, единого письменного языка. Кроме того, переводная христианская литература, появившаяся на Руси после 988 года, знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширяла их умственный кругозор и сообщала им многие сведения исторического и географического характера. Прежде всего древней Русью освоены библейские книги Ветхого и Нового завета, а также апокрифические и агиографические произведения.
Библейские книги Ветхого Завета: 1раздел - «Закон» составлен из фантастических сказаний о «сотворении» мира, о первых людях на земле, о легендарной истории древних народов и о всемирном потопе. В этом же разделе содержалось правила религиозной и общественной жизни. 2 раздел - «Пророки» находились сочинения, приписываемые древним пророкам, на самом же деле имевшие фольклорную основу. Сочинения эти обличали нравственное несовершенство людей, призывали к покаянию, к исправлению недостатков и угрожали страшными карами в случае непослушания. 3 раздел - «Писания» относился наиболее популярные среди христианских читателей книги:1) Псалтирь - представляющая собой собрание как религиозных, так и светских гимнов и песен; 2) Притчи Соломоновы, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова - сборники фольклорных изречений, афоризмов, рассказов на разные житейские темы; 3) книга Иова, повествующая о всевозможных страданиях человека, вознагражденного впоследствии за его долготерпение; 4) Екклезиаст - пессимистическое раздумье о бессмысленности человеческой жизни; 5) «Песнь песней» - одна из величайших мировых поэм о любви мужчины и женщины; 6) книга Есфирь, рассказывающая о бесстрашной женщине, спасшей смелым ходатайством перед царем Артаксеероксом свой народ от истребления; 7) неканоническая книга о Юдифи, описывающая подвиг девушки-патриотки, отправившейся в лагерь врагов и хитрость, убившей их начальника Олоферна, и некоторые другие легенды.
Книги Нового завета состояли из четырех Евангелий (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), из Деяний и Посланий апостолов (сокращенно называвшихся Апостол) и из Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова. Первые четыре книги заключали в себе изложение основ христианского вероучения, Апостол являлся их истолкованием и дополнением, а в Апокалипсисе изображалась картина будущего конца мира, второго пришествия Христа на землю и суда его над грешными и праведными людьми.
Содержание библейских книг настолько основательно было усвоено всеми христианскими народами, что не только в древнерусской письменности, но и во всей европейской средневековой литературе получили отражение образы и легенды, взятые из этих книг. Самой древней русской рукописью, относящейся к 1056-1057 гг., является апракосное (т.е. состоящее из выдержек, предназначенных для чтения в церкви) Евангелие, переписанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. К 11 веку относится также список Псалтири, одной из самых популярных переводных книг на Руси.
Кроме библейских книг в древней Руси широко были распространены переводы византийских апокрифов (т.е. «тайных», «сокровенных» книг). В апокрифах получили отражение главным образом те истолкования христианских легенд, которые были не согласны с официальным учением церкви. Поэтому церковь запрещала распространение этих книг, составляла их индексы, т.е. списки, объявлявшие эти книги «ложными» или «отреченными». Особенно популярным на Руси был апокриф «Хождение богородицы по мукам», интерес к которому сохранялся на протяжении многих веков.
Для утверждения христианства на Руси уже в древнейшие времена церковь использовала византийскую агиографическую литературу («жизнеописания» христианских святых). Многие из таких «жизнеописаний», или «житий», послужили образцом не только для древнерусских писателей, но и для писателей позднейшего времени. Некоторые рассказы А. Герцена, Л. Толстого, Н. Лескова и В. Гаршина представляют собой обработку житийных произведений.
В 11 веке на Руси стали известны византийские хроники Иоанна Малалы Антиохийского, жившего в 6 веке н. э., и Георгия Амартола (грешника), писавшего в 9 столетии. Особенной популярностью пользовались вторая, доведенная до 864 года и затем дополненная материалом хроники Симеона Лагофета по 948 год. На основе этих двух хроник возникла на Руси в 11-12 вв. первая редакция, а в 13 веке вторая так называемого «Еллинского и римского летописца».
К переводным книгам «естественнонаучного» содержания следует отнести «Шестодневы» и «Физиологи». В первых рассказывалось более подробно, чем в Библии, как в течение шести дней был сотворен весь мир. Подробно излагая средневековые взгляды на природу, «Шестоднев» знакомил свои читателей с многообразием растительного и животного мира, обильно расцвечивая описания элементами фантастики. В «Физиологе» содержались более полные сведения об окружающем человека мире, но и они истолковывались символически в соответствии с христианским мировоззрением.
Представление об устройстве вселенной древнерусский читатель мог получить их «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова, т.е. плавателя в Индию, жившего в 6 веке н.э. в Александрии. Христианская космография Козьмы Индикоплова была шагом назад по сравнению с учением Птолемея о вращении планет вокруг Земли. Ее относительная ценность заключалась в рассказах о животном и растительном царстве Индии, представлявших много занимательного и необыкновенного.
Охотно переписывались в древней Руси сборники переводных книг и сочинений античных писателей. Такие сборники назывались «Пчелами», потому что они собирали, подобно пчелам, «словесный мед» с наиболее авторитетных для средневекового читателя произведений известной ему литературы. Материал в «Пчелах» располагался в строгой последовательности, по степени его значения с христианской точки зрения. Сначала шли выдержки из одобренных церковью книг, а потому уже - из сочинений античных писателей-философов: Диогена, Сократа, Пифагора, Аристотеля, Эпикура и некоторых других.
Были известны на Руси и переводы светской византийской литературы: романы, повести и поэмы. Одной из наиболее популярных повестей была «Александрия», представлявшая собой баснословное жизнеописание знаменитого полководца древности Александра Македонского (умер в 323 году до н.э.). Эта повесть, получившая широкое распространение во всей средневековой Европе, привлекала древнерусского читателя занимательностью сюжета, необычайными приключениями героя и обилием фантастики. Не менее популярна в древней Руси была византийская поэма 10 века о Дигенисе Акрите, получившая в русском переводе название «Девгенево деяние». В этой поэме подвиги воинов-пограничников, охранявших рубежи Византии от набегов мусульман, были созвучны подвигам русских народных богатырей, стоявших «на заставе» у Киева и оборонявших Русскую землю от набегов кочевников. Самое прозвище Дигениса «Акритос», что значит «непобедимый», проникло в русский фольклор в форме «Аникавоин».
Впрочем, не следует преувеличивать влияние переводной византийской литературы. Хотя она и способствовала развитию древнерусской письменности, но основой последней была жизненная потребность исторически развивающегося древнерусского феодального государства.
Появлению художественной литературы в древнерусском государстве предшествовал длительный период, когда устное народное творчество вполне удовлетворяло потребность в художественном слове. Древнерусский фольклор развивался в течение длительного времени, еще до образования древнерусского государства и появления письменности. У А.М. Горького мы находим также указание на трудовую основу фольклора, обусловленного материалистическим мышлением, точнее - признаки материалистического мышления первобытных людей. Анализируя древние сказки, мифы, легенды, А.М. Горький показал их глубокий смысл в связи с трудовой деятельностью людей. «Смысл этот, - по справедливому утверждению Горького, - сводится к стремлению древних рабочих людей облегчить свой труд, усилить его продуктивность, вооружиться против четвероногих и двуногих врагов, а также сило. слова. приемов «заговоров», «заклинаний» повлиять на стихийные, враждебные людям явления природы. Последнее особенно важно, ибо знаменует, как глубоко люди верили в силу своего слова, а веера это объясняется явной и вполне реальной пользой речи, организующей социальные взаимоотношения и трудовые процессы людей. «Заклинаниями» пытались действовать даже на богов. Это вполне естественно, ибо все боги древности жили на земле, являлись человекоподобными и вели себя так же, как люди: доброжелательно в отношении к покорным, враждебно - к непослушным, были - как люди - завистливы, мстительны, честолюбивы… Бог в представлении первобытных людей не был отвлеченным понятием, фантастическим существом, но вполне реальной фигурой, вооруженной тем или иным орудием труда. Бог был мастер того или иного ремесла, учитель и сотрудник людей».
Поэтическое творчество восточных славян в период до образования древнерусского раннефеодального государства было художественным обобщением их трудовых успехов и выражением «религиозного» мышления трудовых масс. «Религиозного» в кавычках, поскольку мифотворчество в своей основе было реалистично и объяснялось стремлением людей облегчить свой труд хотя бы в фантазии и средствами воображения.
Так, в связи с развитием земледелия у восточных славян прежде всего должна была возникнуть так называемая календарная обрядовая поэзия, непосредственно связанная с условиями сельскохозяйственных работ в течение года. В этой поэзии получили широкое отражение поклонение солнцу и земле, обожествление животных и культ предков. Годовой цикл земледельческой календарной поэзии начинался с 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния начинал прибавляться день, т.е. происходило как бы «возрождение» солнца, подателя жизни, «Даждь-бога».