Данте увлекается научными и философскими занятиями. Особенно большое значение для него имело чтение знаменитого трактата Боэция “Об утешении философией”. От Боэция он перешел к изучению блаженного Августина и классиков схоластической философии. В то же время он занялся расширением своих познаний в области античной литературы, изучил сочинения Горация, Овидия, Сенеки, Ювенала, Стация, Лукиана. Итогом всех этих занятий явился морально-философский трактат “Пир”, написанный Данте в первые годы изгнания (1307-1308).
«Пир» написан смесью стихов и прозы. «Пир» состоит из 14 аллегорических канцон. К этим канцонам Данте решил написать прозаический комментарий, который остался, однако, незавершенным; кроме введения, Данте написал комментарий только к трем канцонам.
По замыслу Данте «Пир» должен был явиться своего рода энциклопедией, в которой поэт коснулся всех вопросов, занимавших средневекового мыслителя. Он говорит здесь о боге, об ангелах, о вечной жизни, о счастье, о разуме и душе. Он подвергает тщательному исследованию вопросы философии, богословия и морали. Основная точка зрения Данте - средневековая: он утверждает ограниченность человеческого разума и полагает, что только с помощью веры можно понять высшие принципы. Как подлинно средневековый человек, Данте считает высшей наукой теологию, владеющую всей полнотой истины, которая дается церковью. Задачей философии, по его мнению, является обработка богословского материала.
В «Пире» имеется ряд новых тенденций.