Второй и третий трактаты строятся как комментарии к написанным еще во Флоренции двум канцонам.
«Во втором трактате Данте подробно излагает основы современной космографии, а в третьем - учение Аристотеля о душе и этике и объясняет, что такое философия. В этой части, посвященной человеку, его свойствам, разуму и познанию, как лейтмотив, звучит фраза: «Из всех созданий божественной мудрости человек - самое удивительное и чудесное». Оставаясь католиком томистского толка, Данте незаметно для себя подготавливает новое гуманистическое мировоззрение.»[см. 3]
Канцону, вошедшую в четвертый трактат, Данте сочинил уже в изгнании, и тема ее философская: что такое истинное благородство и откуда оно происходит.
Данте возражает против распространенного воззрения на благородство. В основе этого лежало суждение Аристотеля, что благородство - это старое, издавна приобретенное богатство, сочетающееся с добронравием…
Выступая в «Пире» против «опасного возрастания богатств», поэт писал, что деньги предательски «обещают устранить любую жажду и любые лишения, принести всяческое утоление и довольство». «Но, обещая это, вводят человеческую волю в грех алчности», «внушают неутолимую жажду душе, охваченной лихорадкой». Вместе с богатством, новые страхи и беспокойства. Данте ссылается на Боэция: «Алчность непременно вселяет в людей ненависть». Не забывает Данте подкрепить свои рассуждения о «проклятых богатствах» и Ветхим заветом, Цицероном, Горацием, Ювеналом…
Главный довод заключается в том, что богатство мешает нравственному совершенству. К тому же оно попадает чаще к «дурным, а не добрым».
В «Пире» Данте доказывал: богатство не может само по себе облагородить человека, ибо природа богатства низменна. Данте выступал и против «богатства, сопряженного с древностью происхождения», т.е. феодального богатства. «Не род делает человека благоодным, а сам человек облагораживает свой род». Отказ признавать богатство критерием социальной и моральной ценности человека означает прежде всего отсутствие у Данте классовой ограниченности.
Но поэт борется в «Пире» все же не против богатства, хотя и отрицает его моральную ценность, а против «жадности», разумея под этим словом опять-таки безмерную жажду обогащения, «все новое стяжание». Интересно, что он различает два вида богатства в зависимости от его происхождения - законное и незаконное, непозволительное. Непозволительно богатство, доставшееся «благодаря краже или разбою». Позволительно богатство, приобретенное «благодаря ремеслу, или благодаря торговле, или благодаря службе». Лишь бы при этом соблюдалась мера.
Таким образом, Данте развивает идею личного благородства. Где благородство - это добродетель; только те, кто ведет добродетельную жизнь, могут почитаться благородными.
Эта идея близка этическим принципам, которые будут развиты в сочинениях Боккачо и других писателей Возрождения.