Сентиментализм
(фран. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, франц. sentiment -чувство) - литературное течение 18 - начало 19 вв. в Западной Европе и России, характеризуется апелляцией к чувству, возведением его в мерило добра и зла, в основной критерий ценности человека.
Общественные истоки европейского Сентиментализма - рост третьесословной идеологии внутри Просвещения. Как новая форма самоутверждения личности, основанная на преобладании чувства над рассудочностью, Сентиментализм явился реакцией на просветительский рационализм, вместе с тем углубляя и культивирую другую грань просветительского гуманизма - ценность чувства. Принцип оценки человека приобретал в Сентиментализме демократическую направленность. Культ чувства вел к более адекватному раскрытию внутреннего мира человека, к углублению психологического анализа, к индивидуализации образа. Он породил и новое отношение к природе; пейзаж оказывается созвучным личному переживанию. Эмоциональное воздействие потребовало иной лексики - чувствительно окрашенного образного слова.
Сентиментализм зародился в конце 20-х гг. 18 в. в Англии, оставаясь в 20-50-е гг. тесно связанным с просветительским классицизмом и с просветительским романом Сентиментализма Ричардсона.
Во Франции собственно сентиментальные тенденции предваряет в 20-30-е гг. 18 в. чувствительность в комедиях Детуша, а в 40-нач. 50-х гг. "слезная комедия" П.К. Лашоссе.
Полного развития французского Сентиментализма достигает в эпистолярном романе Ж.Ж. Руссо "Новая Элоиза" (1761). Субъективно-эмоциональный характер писем явился новаторством во французской литературе. Роман утверждал естественное чувство и культ природы, противопоставляя порочной цивилизации. Руссо создал новый тип возвышенно эмоционального пейзажа, связанного с переживаниями героя. Пронизанный лиризмом психологический анализ Руссо определил характер дальнейшего развития европейского романа.