Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << История русской литературы | 

Композиция стихотворения «Разговор с Анакреоном»:

«Разговор с Анакреонтом» составлен из четырех пар стихотворений. Ломоносов перевел оды I, XXII, XI и XXVIII Анакреона и каждую сопроводил своим стихотворным ответом. Он хорошо про­думал композицию этой сюиты, выбрал и расположил оды Анакре­она с таким расчетом, чтобы в ответных стихах иметь возможность, развить собственные взгляды и после прямой полемики с греческим поэтом утвердить свою большую и ясную мысль.

а) первая пара стихотворений

В первой оде Анакреону нужно было бы воспевать троянских героев:

Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть...

Анакреон даже переменил свои гусли со струна­ми на новые, но и это не помогло:

...гусли поневоле
Любовь мне петь велят,
О вас, герои, боле,
Прощайте, не хотят...

Демонстративный отказ античного поэта от гражданской темы, связанный с особенностями его миро­воззрения и общественно-литературной обстановкой эпохи, вызы­вает резкий и прямолинейный ответ Ломоносова.

Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум,
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.

Общий характер поэзии Анакреона, ее темы и направление без колебаний отверг­нуты Ломоносовым. В своем творчестве он шел по другому пу­ти, отдавая поэтические силы служению отечеству, и в «Разговоре с Анакреонтом» отчетливо, сказал об этом.

б) вторая пара стихотворений

Во второй оде Анакреона (ода XXII) говорится о том, что жизнь человеческая коротка и потому не стоит заботиться о накоплении сокровищ - ими не откупиться от смерти:
Не лучше ль без терзанья 
C приятельми гулять 
И нежны воздыханья 
К любезной посылать?
Ответ Ломоносова, который обычно трактуется как дань уваже­ния к Анакреону и в его лице ко всем, кто «делом равномерна своих держался слов», то есть к тем, «у кого слово не расходится с делом» (VIII, 1165), в сущности, звучит иронически. Он называ­ет Анакреона «великим философом» за любовь к пению и пляскам, за следование собственным законам, дозволявшим от жизни полу­чать только удовольствия, и в заключении восклицает:

Возьмите прочь Сенеку:
Он правила сложил
Не в силу человеку, 
И кто по оным жил? 
«Если не видеть иронического характера этого требования и счи­тать, что Ломоносов соглашается с Анакреоном и его себялюбивой позицией, третий ответ русского поэта окажется совсем нелогич­ным, ибо в нем эта позиция опрокинута. На самом деле Ломоно­сов вовсе не собирается предпочесть Анакреона римскому стоику Сенеке Младшему, хотя и признает его посмертную славу. «Пра­вила», то есть нормы гражданского поведения, по Ломоносову, людям необходимы, и в этом смысле Анакреон с его симпатичным, но всеядным жизнелюбием проигрывает перед суровым моралис­том. Однако Ломоносов пока выступает только наблюдателем и своих взглядов еще не высказывает.»[см. 4]

В следующей паре стихотворений Ломоносов выдвигает новую противополож­ность Анакреону, и опять отказывается рассудить спо­рящих.

в) третья пара стихотворений

В третьей оде Анакреон окружен роем шаловливых девушек, ко­торые дали ему в руки зеркало, чтобы он убедился в своей старости. Но Анакреона это не особенно пе­чалит. Он уверяет, что старость не помеха радостям жизни:

...должен старичок 
Тем больше веселиться, 
Чем ближе видит рок!
Ломоносов призывает в свидетели спора Катона, который с мрачным презрением издевается над стар­ческой игривостью беспечного поэта:

Какую вижу я седую обезьяну?
Не злость ли адская, такой оставя шум,
От ревности на смех склонить мой хочет ум?
Изнеженным старцам, которые спешат вкусить на­слаждение на краю могилы, Ломоносов противопо­ставляет «упрямку славную» людей общественного долга, убежденных в своей правоте и не идущих на сделки со своей совестью: Анакреону, который, по преданию, умер, подавившись виноградиной, - граж­данскую доблесть Катона, покончившего с собой, ко­гда республиканский Рим пал к ногам Цезаря.

«Противопоставление Катона Анакреону столь существенно, что Ломоносов подчеркивает это интонационно-ритмически и графически. Если все оды Анакреона и два первых ответа Ломоносова написаны трехстопным ямбом, звучащим легко и непринужденно (а местами весело и задорно), то третий ответ Ломоносов написал шестистопным ямбом с парной рифмовкой («александрийским» стихом). Канонический размер высокого жанра трагедий и серьезных сатир здесь придал изложению неторопливость и весомость.» [см. 5]
Ты жизнь употреблял как временну утеху, 
Он жизнь пренебрегал к республики успеху;
Зерном твой отнял дух приятной виноград, 
Ножем он сам себе был смертный супостат;
Беззлобна роскошь в том была тебе причина. 
Упрямка славная была ему судьбина.
Ломоносов не разделяет целиком мнение угрюмого Катона. «Его угрюмством в Рим не возвращен по­кой», - говорит он почти неожиданно о Катоне, как бы указывая на бесплодность его подвига. Ломоно­сов, несомненно, понял историческую ограниченность как беспечного Анакреона, так и угрюмого Катона:
Несходства чудны вдруг и сходства понял я:
Умнее кто из вас, другой будь в том судья...
Анакреон ближе жизнерадостному мироощущению Ломоносова, чем мрачная отчужденность последнего представителя патрицианского Рима. Ломоносов хочет соединить высокое чувство долга, верность своим идеями и служение отечеству с полной радостей и чув­ственного наслаждения земной быстротечной жизнью. Но, не отказываясь от житейских радостей, надо прежде всего помышлять об общественном благе.

Анакреон, Сенека Младший, Катон - все эти исторические при­меры и этические концепции понадобились Ломоносову для того, чтобы в последней, четвертой, паре стихотворений высказать нако­нец свои взгляды на обязанности человека и гражданина.

г) четвертая пара стихотворений

В оде XXVIII Анакреон обращается к прославленному в Родской стороне живописцу (Апеллесу) и просит его написать портрет его милой, причем подробно и с упоением перечисляет ее прелести:
Дай из роз в лицо ей крови 
И, как снег, представь белу, 
Проведи дугами брови 
По высокому челу...
Надевай же платье ало                     
И не тщись всю грудь закрыть, 
Чтоб, ее увидев мало, 
И о прочем рассудить. 
И т. д.
В своем ответе Анакреону Ломоносов просит художника напи­сать портрет не любовницы, а матери, которую в следующей стро­фе он именует Россией.
О мастер в живопистве первой, 
Ты первой в нашей стороне... 
Изобрази Россию мне.
Строгое, величавое изображение характе­ризуется не подбором внешних признаков красавицы, о чем писал Анакреон, а выявлением духовных качеств:
Изобрази ей возраст зрелый       
И вид в довольствии веселый, 
Отрады ясность по челу 
И вознесенную главу. 
Поверх живописного портрета умудренной женщины, здоровой и сильной, возникает аллегорический портрет России. Каждая внешняя краска в этой величавой картине получает особый смысл, особое наполнение: «волосы кудрявы» должны означать признак бодрости, выведенные дугой брови - покой, наступивший после военных трудов и забот, «полны живости уста» - важность беседы и ободрение собеседника, «изобрази ей возраст зрелый» - хочет видеть свою родину духовно богатой.

Просвещенная Россия олицетворялась Ломоносовым в просвещенной самодержице, и поэтому живописец должен придать ей атрибуты царской власти - порфиру, скипетр и венец.

Россия представляется Ломоносову мощным государством, спо­собным дать миру разумные законы и «распрям предписать конец». Стихотворение проникнуто антивоенным духом, в нем прославляется человеческий труд, и заключительные строки его гласят:
Великая промолви Мать 
И повели войнам престать.
Монументальность созданной картины разрешила спор с Анакреоном в пользу поэзии общенациональной и вместе с тем обнажила главную тему поэтического творчества Ломоносова - прославление России.

Характерно также, что четвертый ответ Ломоносов написал четырехстопным ямбом, которым о слагал свои оды.

Требования предъявленные Ломоносовым к отечественной поэзии, были осуществлены прежде всего в его собственной поэтической практике, и в первую очередь в одах.

<< Рефераты | << История русской литературы | 
Мастерская Интернет-Технологий


Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz