Басня - жанр, не только тесно связанный с народным творчеством, но и рожденный народом. В ней всегда звучал голос демократических, угнетенных масс, прибегавших к иносказательному, эзоповскому языку, чтобы высказать правду о своей жизни. В античном мире сложилась биография Эзопа - раба знатного господина, который вынужден был пользоваться иносказанием, создавая свои басни. По словам Федра, басня - жанр, служивший для того, чтобы угнетенные могли говорить о своем положении, выражать свои мнения.
Басня в мировой басенной традиции являлась преимущественно моральной аллегорией. Лишь Ланфонтену удалось выйти за пределы этого аллегоризма. Но полностью превратил этот условно-дидактический жанр в социальную сатиру, придал басенным образам реальность и типичность великий русский баснописец Крылов.
"Основным признаком басенного жанра, определяющим внутреннюю структуру басни, является изображение частного, единичного случая как широко обобщенного, типического. Однако типизация басенных образов во многом отличается от принципов реалистичной типизации. Басенные персонажи в басне классицизма, у Эзопа, Федра, Лессинга, пороки или нравственные качества людей. Аллегория исключает частное, жизненно-конкретное, она подчеркнуто рационалистична, основана на логическом умозаключении.
Крылов создает реалистические образы, отличные от аллегорий античной и классической басни, образы настолько конкретные, что персонажи крыловских басен существуют как реальные, типические характеры. В этом отношении Крылов пошел значительно дальше своих предшественников, в том числе и Лафонтена". [см. 4]
История русской басни наглядно свидетельствует о ее национальной самобытности. Русская басня вобрала в себя опыт и достижения восточного аполога, античной и европейской басни и в то же время был новым и самобытным явлением, целиком выросшим на национальной почве.