Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << История русской литературы | 

Морозов А.А. Ломоносов [5-е изд.]. - М.: Мол. Гвардия,1965:

Хвалебные оды Ломоносова отличаются припод­нятостью, бурным, словно кипящим, как морские ва­лы, слогом. Ломоносов разверзает кратеры вулканов, устремляет “гром на гром”, заставляет яростное мо­ре сражаться с “пределами небес”, созывает на тор­жество России весь сонм античных божеств и героев. Грандиозные образы теснят друг друга в каком-то беспокойном движении. Целые каскады громких ра­зящих слов сообщают его одам стремительное вели­колепие.

Они полны движения и живописной яркости. В оде 1742 года он великолепно передает смятение и шум битвы, неистовство смерти в стане разбитого и поверженного врага:
Огня ревущего удары 
И свист от ядр летящих ярый 
Сгущенный дымом воздух рвут,
И тяжких гор сердца трясут... 
...Там кони бурными ногами 
Взвивают к небу прах густой, 
Там смерть меж Готфскими полками 
Бежит, ярясь из строя в строй, 
И алчну челюсть отверзает, 
И хладны руки простирает, 
Их гордый исторгая дух...
В оде 1748 года, вспоминая мрачные дни биронов­щины, Ломоносов наполняет всю природу волнением и беспокойством. Крутится густая мгла, тревожно го­рит багровое небо, по которому буря разносит искры.
 Годину ту воспоминая, 
Среди утех мятется ум! 
Еще крутится мгла густая, 
Еще наносит страшный шум! 
Там буря искры завивает, 
И алчный пламень пожирает 
Минервин с громким треском храм! 
Как медь в горниле, небо рдится! 
Богатство разума стремится 
На низ к трепещущим ногам...
Ломоносов еще в Германии, на примере Готшеда, увидел ограниченность теоретических воззрений и требований классицизма. Он избегал излишней “точно­сти” и однозначимости поэтического слова и, напро­тив, развивал его метафорические возможности, стре­мился к богатству ассоциаций в “быстром разуме” поэта. С его точки зрения “кони бурными ногами” вовсе не попирают ясности и не противоречат здра­вому смыслу, ибо он изображает не предмет сам по себе, а чувственное ощущение от него. “Жаждущие степи” и “бурные ноги” быстро несущегося коня вовсе не отвлеченные понятия. Метафорический стиль Ломоносова не только не обесцвечивал, а подчеркивал и усиливал живописную конкретность его стихов. Все краски в них повышенно интенсивны. Они горят, как смальты, и его нисколько не смущает их искусствен­ность.

Непомерность и фееричность поэзии Ломоносова, обилие живописных деталей, своего рода словесных картушей и волют прекрасно гармонируют с мате­риальным окружением, в котором звучали его стихи.

Среди причудливо подстриженных аллей, мер­цающих среди них мраморных статуй и подсвечен­ных разноцветными огнями фонтанов наскоро ско­лоченные сооружения изображали благоденствующую под скипетром Елизаветы Россию. Качались на ветру пестрые китайские фонарики, шумели каскады, звенела музыка, шипели и рассыпались - золотистым дождем ракеты, швермеры и лусткугели. Оды Ломо­носова должны были представлять собой такие же блестящие словесные иллюминации с условным изо­бражением “веселящейся” и “торжествующей” Рос­сии. Они должны были соответствовать общей атмо­сфере придворных празднеств, для которых они и предназначались. Ломоносов иногда заимствует крас­ки из живописно-ювелирного придворного быта, как в оде 1745 года:
Там мир в полях и над водами;
Там вихрей нет, ни шумных бурь, 
Меж бисерными облаками 
Сияет злато и лазурь. 
Кристальны горы окружают. 
Струи прохладно обтекают 
Усыпанной цветами луг. 
Плоды кармином испещренны 
И ветьви медом орошенны 
Весну являют с летом вдруг...
Нечего и думать, чтобы в этих произведениях могла найти отражение подлинная жизнь крепост­ной страны. Это и предопределило историческую огра­ниченность од Ломоносова, которые неминуемо вхо­дили в создаваемый художественными средствами апофеоз русской монархии. Великолепие ломоносов­ских од, их торжественный, ликующий тон, грандиоз­ные радостные образы, отражавшие исторический подъем России, в то же время скрывали истинный характер социальных отношений и положение народа. “Влияние Кантемира уничтожается Ломоносовым”, - тонко замечает Пушкин.

“Поднесение” од и их опубликование носило офи­циальный характер. И не случайно Пушкин называл оды Ломоносова “должностными”. За их политиче­ское содержание отвечал не только Ломоносов, но и вся Академия наук. Они должны были соответство­вать общим декларациям правительства, которое при Анне и Елизавете продолжало смотреть на поэзию, как во времена Петра, то есть весьма практически. Официально публикуемые хвалебные оды должны были служить для разъяснения и возвеличения внешней и внутренней политики феодально-крепостнического государства.

Все это делало положение Ломоносова чрезвы­чайно трудным. И приходится удивляться той власт­ной смелости, с какой он умел вкладывать в оды, со­чиняемые им по официальному поводу, свое, доро­гое ему содержание, которое, по существу, не имело ничего общего со взглядами и интересами придвор­ных кругов. Это не следует понимать в том смысле, что Ломоносов писал “эзоповским языком” или как-либо вводил в свои оды запретные темы. Но содержа­ние од Ломоносова неизменно оказывалось шире и глубже правительственных деклараций (не говоря уже о реальной политике) и во многом опережало свое время.

Настаивая на продолжении петровской политики развития страны и преодоления экономической и культурной отсталости, Ломоносов развертывал про­грамму, которая в конечном счете отражала прогрес­сивные тенденции русского исторического развития. Напоминая ветреной и ленивой Елизавете, что она “дщерь Петра”, Ломоносов стремился повлиять на ее политическое сознание. В 1747 году, когда русское правительство намеревалось послать войска на по­мощь Англии и Австрии против Франции, он пишет одну из своих лучших од, в которой славит “возлюбленную тишину” - мирное преуспеяние народов. А его ода на воцарение Екатерины II превратилась в стра­стную патриотическую речь о благе и преуспеянии отчизны, содержала грозное предупреждение ино­земцам, хозяйничавшим в стране.

Однако нельзя рассматривать оды Ломоносова как своеобразные “поучения” царям. Ломоносов знал, что его читает вся грамотная Россия, и его оды были обращены ко всему народу. И Ломоносов, по существу, по самому глубокому смыслу своих од, славит в них вовсе не царей, а свою прекрасную ро­дину. За бледными фигурами “безликих” самодер­жцев встает единственная Героиня одической поэзии Ломоносова - великая и необъятная Россия, “небу равная Россия”, как восклицает он в своей оде 1761 года. Он создает гигантский аллегорический об­раз России, которая покоится среди равнин:
В полях, исполненных плодами, 
Где Волга, Днепр, Нева и Дон, 
Своими чистыми струями 
Шумя, стадам наводят сон, 
Седит ' и ноги простирает 
На степь, где Хинов 2 отделяет 
Пространная стена от нас...
Главой “коснувшись облаков”, она “конца не зрит своей державе”:
Веселый взор свой обращает 
И вкруг довольство исчисляет, 
Возлегши лактем3 на Кавказ!
(Ода 1748 года)
Сама громкость и торжественность одической поэ­зии Ломоносова была не только проявлением декора­тивной помпезности. Поэт П. А. Вяземский прекрасно подметил, что “лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек”. Ломоносов был певцом народа, “праздновавшего победы или готовившегося к но­вым”. Мощное Русское государство способно отра­зить любое посягательство извне.
Мы дерзкий взор врагов потупим,
На горды выи их наступим,
На грозных станем мы валах!..-
писал он в 1745 году.

Он знает, что настанут времена, когда
Не будет страшной уж премены, 
И от российских храбрых рук 
Рассыплются противных стены 
И сильных изнеможет лук.
1 Седит (стар.) - сидит.
2 Х и н ы - китайцы. ^Лактем (стар.) - локтем.
Он видит в пространной и неодолимой России, стабилизирующую силу, которая приносит мир на­родам, измученным войнами:
Российска тишина пределы превосходит 
И льет избыток свой в окрестные страны. 
Воюет воинство твое против войны;
Оружие твое Европе мир приводит!
(Надпись 174S года)
Эту же тему Ломоносов развивает и в своих тор­жественных речах.

Ломоносов понимает, что русские просторы, пло­дородные земли и изобилующие всякими богатствами недра привлекают к себе жадные взоры соседних и даже весьма отдаленных хищников. Россия должна не только давать отпор тем, кто выступает против нее с оружием, но и внимательно следить за теми, кто за­мышляет и готовит нападение; “надзирать”, как гово­рит Ломоносов, “мыслями воюющих”. Россия должна быть начеку, чтобы охранять свой мирный труд и безопасность. “Искусный мореплаватель не токмо в страшное волнение и бурю, но и во время кротчайшия тишины бодрствует, укрепляет орудия, готовит парусы, наблюдает звезды, примечает перемены воз­духа, смотрит на восстающие тучи, исчисляет рас­стояние от берегов, мерит глубину моря, и от потаен­ных водою камней блюдется”.

И горе тем коварным и озлобленным завистникам, которые дерзнут напасть на миролюбивый и велико­душный русский народ! Его справедливый гнев будет ужасен и сумеет покарать врага, “и хотя он простран­ными морями, великими реками, или превысокими горами от нас покрыт и огражден будет; однако по­чувствовав свое наказание помыслит, что иссякло мо­ре, прекратили течение реки, и горы опустившись в ровные поля претворились, помыслит, что не флот Российский, но целая Россия к брегам его пристала”.

Ломоносов благословляет только одну благород­ную войну - священную защиту отечества от напа­дения. Война ради войны, завоевательная политика, война как метод ему ненавистна. Он отвергает такую войну и считает ее недостойной человечества, воскли­цая в своей поэме “Петр Великий”:
О, смертные, на что вы смертию спешите? 
Что прежде времени вы друг друга губите? 
Или ко гробу нет кроме войны путей?
В “Письме о пользе Стекла” Ломоносов с него­дованием говорит о зверствах и хищничестве евро­пейцев, которые в погоне за золотом истребляли цвет­ные народы Америки:
Им оны времена не будут в век забвенны, 
Как пали их отцы для злата побиенны. 
О, коль ужасно зло! на то ли человек 
В незнаемых морях имел опасный бег, 
На то ли разрушив естественны пределы, 
На утлом дереве обшел кругом свет целый, 
За тем ли он сошел на красны берега, 
Чтоб там себя явить свирепого врага? 
По тягостном труде снесенном на пучине, 
Где предал он себя на произвол судьбине, 
Едва на твердый путь от бурь избыть успел. 
Военной бурей он внезапно зашумел.
Он говорит о страшной участи порабощенных ту­земцев, которых американские колонизаторы, “сви­репствуя в средину гонят гор, драгой металл изрыть из преглубоких нор”. Эти стихи Ломоносова перекли­каются с гневными словами А. Н. Радищева, заклей­мившего рабовладельческую Америку, выросшую на крови и угнетении негров и индейцев: “И мы страну опустошения назовем блаженною для того, что поля ее не поросли тернием и нивы их изо­билуют произращениями разновидными. Назовем блаженною страною, где сто гордых граждан утопает в роскоши, а тысящи не имеют надеж­ного пропитания, ни собственного от зноя и мра-за укрова. О дабы опустети паки обильным сим странам”.

Мощь России должна лишь обеспечить ее мир­ное развитие. Ломоносов гордится ратными подвигами своего народа и часто приводит “примеры храб­рости российской”, но выше всего он ставит мирное преуспеяние и спокойный труд:
Царей и царств земных отрада, 
Возлюбленная тишина, 
Блаженство сел, градов ограда, 
Коль ты полезна и красна!
(Ода 1747 года)
Ломоносов мечтает о прочном мире, когда мож­но будет, наконец, перековать мечи на орала (сошни­ки), а “серный прах” (порох) употреблять только для веселых фейерверков. В оде 1742 года Ломоносов об­ращается к войне, которая “в угрюмых кроется лесах” у шведских берегов. Ломоносов сурово предлагает войне перестать “прекрасный век мрачить” и выра­жает твердую уверенность в том, что могуществен­ная Россия сумеет обуздать ее ярость, сломает все ее “махины грозны”, сотрет “пространны стены” кре­постей, обеспечит такое время, когда “пребудут все поля безбедны” и “на месте брани и раздора цветы свои рассыплет Флора”.

Мир нужен прежде всего народу-труженику, оли­цетворяемому в образе возделывающего свою ниву “ратая”. В оде 1748 года Ломоносов желает своему народу благоденствия в мире и труде:
Весна да рассмеется нежно, 
И ратай в нивах безмятежно 
Сторичный плод да соберет...
Это отражало народное понимание войны и мира, а не взгляды правящей дворянской верхушки.

Грядущая Россия, которую видит перед собой Ломоносов, гигантские очертания которой он набра­сывает в своих одах, - это просвещенная, устроенная на началах науки страна, где моря соединены река­ми и каналами, осушены болота, прилежно разра­батываются недра, где творят чудеса механика и химия, а земледелец справляется о наблюдениях метеорологов. Это страна технического прогресса и промышленного развития. Ломоносов славит созидательный труд, озаренный научным знанием. Целое ал­легорическое шествие наук проходит в оде 1750 года. Он представляет пользу, величие, значение каждой отрасли знания, указывает на стоящие перед ними неотложные просветительные задачи. Он обращается с призывом к механике:
Наполни воды кораблями, 
Моря соедини реками, 
И рвами блата иссуши, 
Военны облегчи громады. 
Петром основанные грады 
Под скиптром дщери соверши.
К химии:
В земное недро ты, Химия, 
Проникни взора остротой, 
И что содержит в нем Россия, 
Драги сокровища открой.
К метеорологии:
Наука легких метеоров, 
Премены неба предвещай, 
И бурный шум воздушных споров 
Чрез верны знаки предъявляй:
Чтоб ратай мог избрати время,
Когда земли поверить семя,
И дать, когда покой браздам,
И чтобы не боясь погоды,
С богатством дальни шли народы
К Елисаветиным брегам.
К географии:
Российского пространства света
Собрав на малы чертежи, 
И грады оною спасенны 
И села ею же блаженны, География, покажи '.
В этой оде Ломоносова, да и во многих других, как заметил -еще поэт и профессор литературы начала XIX века Мерзляков, дышит “небесная страсть к наукам”. Мерзляков отмечал выраженную в оде уверен­ность, что “Россия сама в себе найдет, если употребит свое тщание, все металлы, все произрастения, все дра­гоценности, которые со многими издержками получа­ет из отдаленных стран...”

“Науки”, воспеваемые Ломоносовым, не являются стертыми аллегориями. Они выступают во всеоружии своих технических, прикладных свойств и прозаиче­ских назначений. Ломоносов указывает на необычай­ные просторы России, где должны найти применение науки:
Тебе искусство землемерно 
Пространство показать безмерно Незнаемых желает мест...
(Ода 1746 года. Вторая редакция.)
Великое “земель пространство” требует немало “искусством утвержденных рук сию злату очистит^ жилу”. Но Ломоносов верит в преображающую силу науки и в творческую энергию и одаренность русских людей:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
                           Где Волга, Днепр, где Обь течет,
Богатство в оных потаенно Наукой будет откровенно...
(Ода 1747 года)
Развертывая программу преобразования страны, Ломоносов не понимал, что она выходит за пределы феодально-крепостнического государства и что для ее претворения в жизнь недостаточно одного просвеще­ния и распространения “наук”. Он переоценивал спо­собность просвещенных деспотов внять его советам и слишком полагался на “самоочевидную истину”, разумность и убедительность своих доводов, чистоту и бескорыстие своих желаний и помыслов. Ломоносов в этом отношении разделил судьбу всех просветите­лей, которые, как указывал В. И. Ленин, “,..и на За­паде и в России... совершенно искренно верили в об­щее благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не могли еще видеть) противоре­чий в том строе, который вырастал из крепостного”'. Не понимая классового характера государства, Ломо­носов возлагал чрезмерные надежды на “просве­щенный абсолютизм”, думая, что “идеальный мо­нарх”, не имеющий других целей, кроме “блага под­данных”, может действительно преобразовать свою страну на основах Разума.

За образцом такого государя было недалеко хо­дить. Ломоносов рос и складывался под непосредст­венным впечатлением от деятельности Петра I. Он столкнулся с этой деятельностью еще у себя на ро­дине и всю жизнь как бы чувствовал себя лично обя­занным Петру и его реформам.

Петр I для Ломоносова прежде всего “строитель, плаватель, в полях, в морях герой”, создатель силь­ного, стремительно развивающегося Русского государ­ства, неутомимый труженик, заражающий и вооду­шевляющий всех своим личным почином и примером. “Я в поле меж огнем, я в судных заседаниях меж трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами, я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленным народа множеством, я меж стенами валов Белого, Черного, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь, везде Петра Великого вижу, в поте, в пы­ли, в дыму, в пламени”,-говорил в 1755 году Ломо­носов в свом “Похвальном слове Петру Великому”. Ломоносов создает идеальный, преувеличенный образ Петра, как пример и укор его дряблым и ничтожным преемникам. Феодальная реакция, усилившаяся после смерти Петра, тянула Россию вспять. Ломоносов опирается на авторитет Петра и взывает к его тени, по­тому что постоянно видит, как искажаются, гибнут и обращаются в ничто его собственные замыслы и на­чинания. Ломоносов чувствовал и считал себя про­должателем и поборником дела Петра. Он видел при­чину своих несчастий и неудач прежде всего в том, что правящие круги России не идут по пути, указан­ному Петром.

С большой художественной силой передает Ломо­носов чувство тоски и скорби, охватившее страна после смерти Петра. Когда “рыдали Россы о Петре”,
Земля казалася пуста;
Взглянуть на небо - не сияет;
Взглянуть на реки - не текут. 
И гор высокость оседает;
Натуры всей пресекся труд.
(Ода Елизавете 1761 года)
В 1760-1761 годах Ломоносов приступает к боль­шой эпической поэме “Петр Великий”, которая долж­на была состоять из двадцати четырех песен и охва­тить все события петровского царствования-. Попытки создания различных “Петриад” делались, уже начиная с Кантемира. Ломоносов успел написать только по­священие и две песни (части) о походе Петра на се­вер. Посещение Петром Архангельска и Соловец­кого монастыря, жестокая буря на Белом море, путь на Олонец, осада и взятие Шлиссельбурга - основ­ные картины первых двух глав этой поэмы. В ней уделено много места государственным думам Петра, который, “переходя Онежских крутость гор” и приме­тив признаки руд, помышляет об их промышленном использовании и намеревается основать заводы, чтобы иметь под рукой металл для нужд армии и флота:
Железо мне пролей, разженной токи меди:
Пусть мочь твою и жар почувствуют соседи...
Петр хочет проложить среди болот и озер канал:
Дабы Российскою могущею рукою 
Потоки Волхова соединить с Невою...
Петр I привлекал Ломоносова прежде всего как практический деятель. “Труд Петра” в понимании Ломоносова - это стремление к максимальному раз­витию культурных и производительных сил страны.

Ломоносов закрывал глаза на темные стороны петровских реформ, на тяготы и лишения народа, за счет которого они производились.

Свое отношение к Петру Ломоносов переносил на его дочь. Он хотел видеть в ней живое воплощение дел Петра. “Похваляя Петра, похвалим Елисаве-ту”, - восклицал он в своем “Похвальном слове Пет­ру Великому”. Ломоносов, несомненно, чувствовал к ней личное расположение и был во власти многих иллюзий. Но он, разумеется, отлично сознавал, что Елизавета не способна по-настоящему продолжать дело своего отца.

В насильственной идеализации облика Елизаветы отчетливо проявила себя историческая ограниченность самого Ломоносова. “Взирая на Елисавет”, Ломоно­сов истощает весь запас громких слов и уподоблений. Она - “богиня власти несравненной, хвала и красота вселенной”, российская Паллада и Минерва в одном лице, ее “щедроты выше звезд”.
Богиня новыми лучами 
Красуется окружена, 
И звезды видит под ногами 
Светлее оных как луна...
Все эти восхваления, разумеется, нимало не от­вечали ни реальным качествам Елизаветы, ни дейст­вительному состоянию крепостной России. И потому в одическую лирику Ломоносова вторгалась значи­тельная доля художественной фальши, что и застав-' ляло Радищева с гневом и болью воскликнуть: “Не завидую тебе, что следуя общему обычаю ласкати царям, нередко недостойным не токмо похвалы строй­ным гласом воспетой, но ниже гудочного' бряцания, ты льстил похвалою в стихах Елизавете. И если бы можно было без уязвления истины и потомства, про­стил бы я то тебе”.

• Однако, как мы видели, это все же не было “лас­кательство” (лесть) царям. Пышные атрибуты и упо­добления, которыми наделял Ломоносов царей, были навязаны ему самими условиями одического жанра и придворного стиля, в рамках которого была вынуж­дена развиваться его поэзия. Ломоносов сознавал не только традиционность, но и обязательность этих художественных средств. В оде 1741 года он отмечает, что Бирон заставлял
...себя в неволю славить, 
Престол себе над звезды ставить...
Пушкин и Белинский, оба с глубоким уважением относившиеся к личности Ломоносова, осуждали его одический стиль, как далекий народу и чуждый жиз­ненной правде.
“Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается”, - писал Пушкин о Ломоносове в своей статье “Путешествие из Москвы в Петербург”.
“Высокопарность, изыскан­ность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности, вот следы, оставленные Ломоносовым”.
Пушкин и Белинский прежде всего имели в виду направление в современной им литературе, которое пыталось опереться на одическую традицию Ломоно­сова в целях оправдания и возвеличения феодальных устоев. Представители литературной и политической реакции противопоставляли Ломоносова новой, сво­бодолюбивой русской поэзии, дышащей идеями Ра­дищева, декабристов и первых революционных демо­кратов-разночинцев. Поэтому Пушкин и Белинский и сочли себя обязанными указать на те черты одиче­ской поэзии Ломоносова, которые стремились исполь­зовать в своих целях “литературные староверы”. И замечательно, что Белинский, выступая против по­борников старой идеологии, называет Ломоносова Петром Великим русской литературы, то есть прямо указывает на прогрессивность деятельности Ломоно­сова.

Ломоносов совершил огромный исторический про­бег от хвалебной виршевой поэзии петровского вре­мени к одической поэзии, создателем и зачинателем которой он явился. Он преобразовал русское стихо­сложение и ввел в русскую поэзию новые жанры. Однако образная система Ломоносова, торжественный стиль его одической лирики были в значительной сте­пени обращены к традициям древнерусского оратор­ского искусства и виршевой поэзии. Многие из ломо­носовских сравнений, метафор, аллегорических сопоставлений восходят к русской поэзии XVII века.

В еще большей степени оды Ломоносова связаны с поэзией петровского времени. Нептуны, Марсы и Вулканы, выступающие в них, как будто прямо пере­шли сюда с живописных аллегорий петровских три­умфов. Едва речь заходит о ратных подвигах, как появляются гиганты и титаны, рычит Немейский лев, из морских глубин выплывают тритоны, потрясает трезубцем Нептун. И конечно, воспоминанием о во­инских подвигах русского народа во времена Петра навеяны слова Ломоносова, обращенные к неприяте­лям (в оде 1741 года):
Вас тешил мир, нас Марс трудил, 
Солдат ваш спал, наш в брани был, 
Терпел Беллоны шум нестройный!
Оды Ломоносова, как его похвальные слова, своей торжественной “витийственностью” близки к “ораци-ям” петровского времени. Ломоносов продолжал тра­диции придворного панегирика, сложившиеся под воздействием хорошо ему известных со школьной скамьи теоретических взглядов и художественной практики. И в этом отношении глубоко справедливо замечание В. Г. Белинского, что “поэзия Ломоносова выросла из варварских схоластических риторик ду­ховных училищ XVII века”.

Только гений Ломоносова сумел в эту мертвен­ную “витийственность” вложить страсть и пафос нового содержания, ввести новые, близкие ему темы творческого труда, науки, промышленного и культур­ного развития страны. В условные формы старого придворного стиля врываются новые элементы, по­рожденные теми глубокими изменениями, которые назревали в недрах феодального общества.

Ломоносов если и не мог отрешиться от старой формы, то умел до известной степени подчинить ее себе, находить в ней самой такие стороны, которые позволяли выразить прогрессивные черты историче­ского развития России. Такой стороной старой рус­ской литературы и была ораторская, проповедниче­ская, витийственная стихия, которая превращала оды Ломоносова в страстные воззвания к народу.

Ломоносов сумел создать замечательные по глуби­не, поэтическому мастерству и яркости строфы, худо­жественное значение которых не померкло и в наши дни. Звуковое великолепие ломоносовских стихов, их чеканный ритм, смелость и выразительность образов повлияли на поэтическое сознание нескольких поко­лений поэтов. Отголоски ломоносовских строк слышат­ся в “Полтаве”, “Анчаре”, “Медном всаднике”, даже “Евгении Онегине” Пушкина.

Поэзия Ломоносова в значительной мере отвечала чаяниям и интересам народа. Сквозь все румяна и позолоту барокко мощно пробивалась идеология ге­ниального плебея. Ломоносов говорит с русскими людьми от имени их родины. Он возлагает свои на­дежды прежде всего на тех, кого ожидает отечество “от недр своих”, то есть из самых глубин народа. Его пламенное слово обращено к русскому юношест­ву, сынам простого народа:
О вы, которых ожидает 
Отечество от недр своих, 
И видеть таковых желает, 
Каких зовет от стран чужих, 
О ваши дни благословенны! 
Дерзайте ныне ободренны 
Раченьем вашим показать, 
Что может собственных Платонов 
И быстрых разумом Невтонов 
Российская земля рождать.
Демократический адрес этих призывов несомне­нен. Яснее было невозможно выразиться в официаль­ном панегирике императрице. Ломоносов верил, что его программа индустриального и культурного разви­тия страны так или иначе будет подхвачена народом. Отсюда его неиссякаемый оптимизм, радостная вера в светлое будущее своего народа. Ломоносов испы­тывает подлинный восторг перед могуществом нау­ки и человеческого разума. Мирный труд, который он славит в своих одах, немыслим для него без науки, научного знания и творчества. Он восторженно гово­рит о радости научного исследования мира и стремит­ся заразить русских людей своим энтузиазмом к на­уке. Его слова звучат как завет грядущим поколе­ниям ученых:
Пройдите землю и пучину 
И степи и глубокий лес 
И нутр Рифейский и вершину
 И саму высоту небес. 
Везде исследуйте всечасно, 
Что есть велико и прекрасно, 
Чего еще не видел свет.
(Ода 1750 года)
Ломоносовское понимание науки не имело ни­чего общего с отношением к ней феодальных кру­гов, в особенности двора беспечной Елизаветы. Если для придворного Петербурга наука была лишь “эм­блемой мудрости” - отвлеченным украшением монар­хии, то для Ломоносова наука была насущной по­требностью. Ломоносовские науки не совпадают с по­нятием общей образованности, распространившимся в дворянском обществе после Петра. Это конкрет­ные технические знания, необходимые для развития промышленности и торговли.

Ломоносов прививал любовь и уважение к науке в стихах, которые знали наизусть многие поколения русских людей:
Науки юношей питают, 
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде...
Но Ломоносов не только воспевает науки. Он вво­дит в поэзию естественнонаучный материал. В своем “Вечернем размышлении” он развертывает астроно­мическую картину ночного звездного неба и выступа­ет как последователь учения о бесконечности миров:
...Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов', 
Несчетны солнца там горят, 
Народы там и круг веков!
Поэтическая мысль становится для Ломоносова одним из способов научного познания мира. Он раз­мышляет в стихах о причинах различных явлений природы, высказывает чисто научные предположения и гипотезы, полемизирует с ошибочными, по его мне­нию, суждениями и теориями. Он даже ссылается в ученых трудах на свои поэтические произведения.

Необыкновенное сочетание поэтического и научно­го мышления позволяло Ломоносову глубоко прони­кать в тайны природы. В “Утреннем размышлении” Ломоносов “увидел” и сумел описать бурную природу Солнца так, как будто он стоял на уровне аст­рономии второй половины XIX века и мог пользовать­ся новейшими телескопами и приборами:
Когда бы смертным толь высоко
 Возможно было возлететь, 
Чтоб к Солнцу бренно наше око 
Могло приближившись воззреть:
Тогда б со всех открылся стран 
Горящий вечно Океан. 
Там огненны валы стремятся 
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят, 
Горящи там дожди шумят...
Лишь недавно стало известно, что в недрах свето­носной оболочки Солнца возникают смерчеобразные вихри, которые, подымаясь в хромосферу и охлаж­даясь, образуют солнечные пятна, и т. д.

История науки и научных завоеваний является для Ломоносова источником поэтического размышле­ния и вдохновения. Его гениальное “Письмо о поль­зе Стекла” не только славословит науку и техниче­скую мысль как двигателей прогресса, но и на при-'мере исторической судьбы учения Коперника развертывает яркую картину борьбы за передовое на­учное мировоззрение.

“Письмо о пользе Стекла” и “Размышления” Ло­моносова принадлежат к числу наиболее замечатель­ных произведений научно-философской поэзии не только русской, но и мировой литературы.
<< Рефераты | << История русской литературы | 
Мастерская Интернет-Технологий



Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz