Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
Козьма Прутков.
Попытка описать, исследовать какой-либо аспект творчества художника и вряд ли будет вполне успешной, если отвлечься от тех исходных точек и истоков, которые формируют и порождают вначале Художника, а потом и его произведения.
Вообще говоря, внешние условия и среда никогда не являются препятствием к творчеству, к искусству. Просто творчество, искусство - это одна из самых важных составляющих духовной жизни человека. А без духовной жизни человек - вовсе не человек, а растение или, в крайнем случае, животное, но не творец, существо Богом созданное себе, Богу подобным. Человек начался как человек, не тогда когда он взял в руки копье, а когда взял камень и нацарапал профиль мамонта на стене своей пещеры. И с тех пор Человек живет как Творец Богу подобный, никогда не прекращая творить. Никакие обстоятельства: цари, режимы, инквизиции, диктаторы, прокураторы, запреты, обеты не могут остановить этот процесс, а если, паче чаянья и удалось бы остановить, то тут бы и сгинуло человечество как человечество, превратившись в стада животных. Причем
к духовному творчеству малое отношение имеют и такие обстоятельства как техника или наука. Убийство бизона дротиками, исполненное куском заточенного кремния на стене пещеры - не менее великая картина неизвестного художника, чем «Мона Лиза» Леонардо. Другое дело, что не все в искусстве разбираются, тут никуда не денешься - настоящее искусство, все-таки элитарно.
Внешние условия и обстоятельства и среда влияют лишь на формы проявления человеческого духа.
Вот еще раз и резюмируем необходимость обращать при анализе произведения на личность автора и условия формирования его как личности.
Будет логично заметить:
чем больше автор в жизни испытал, больше видел, может быть попросту натерпелся (вспомним Варлама Шаламова),
тем глубже и интереснее может быть его творчество. Разумеется, это вовсе не обязательно: есть такой особый талант, как сопереживание, это когда автор может перепустить через себя боль и опыт других людей. Здесь можно было бы привести пример «Войны и мира», но, пожалуй, это не совсем корректно: Лев Толстой хоть и писал через полвека после описываемых событий, но сам, будучи артиллерийским офицером, пережил все ужасы и подлости войны.
Так как же и в какой среде происходило становление Михаила Ломоносова и Гавриила Державина.
Жизнь Ломоносова досконально изучена и документирована, и не может быть мистифицирована, но его история настолько незаурядна, что все равно не прекращаются попытки внести какие-то элементы чего-то экстраординарного в те обстоятельства, что сопутствовали его жизни. Есть легенда, что это был внебрачный сын Петра Великого - а как же иначе?! Как еще мог взяться столь великий человек как Ломоносов, в какой-то глухой деревне, в семье простого крестьянина. Как мог поступить в школу для дворян, где рано или поздно «раскололи» кто он есть на самом деле, как мог «двинуть по морде» германского преподавателя и не засесть в «кутузку» на долгие годы?! Да только потому, господа, что таланту многое прощается, и не надо быть сыном царя, нужно иметь искру Божию. Учеными неопровержимо доказано: сыном Петра Ломоносов быть не мог. Ломоносов был сыном простого не то крестьянина, не то рыбака - это еще одна мистификация. Отцом Ломоносова был один из богатейших судовладельцев Поморья. Отец Ломоносова начал, как говорят, с нуля, но благодаря своим незаурядным способностям достиг очень высокого общественного статуса и материального достатка. Не следует удивляться, что Михайло Ломоносов ушел с рыбным обозом почти без денег: отец, скорее всего, в него верил и считал, что если он самостоятельно будет преодолевать жизненные препятствия, как делал это сам, тем вернее и прочнее будет успех.
Ломоносову повезло в том плане, что он получил вначале, как принято теперь говорить, гуманитарное образование, то образование, которое и делает человека человеком, творцом. Вспомним более поздний пример: одна из наиболее ярких личностей ушедшего века и всего тысячелетия Альберт Эйнштейн. Он говорил об истоках своих гениальных прозрений, примерно так: «В музыке Бетховена и в романах Достоевского черпаю я свое вдохновение». Ломоносов же провел пять лет учебы в Киевской Духовной Академии.
Ломоносов внес большой вклад во многие виды наук, ремесел, искусств. Но только достижения в гуманитарной сфере имеют не преходящее, актуальное сегодня, и, возможно, всегда, значение.
Физические теории Ломоносова сыграли свою гениальную роль и имеют лишь интерес исторический, многие изобретения даже историки науки с трудом вспомнят, а вот мозаичное панно будет восхищать наших потомков, как и наших предков, и говорим мы тем русским языком, основы которого заложил сын рыбака из Северного Поморья.
Живя в эпоху преобразований, имея неуемный и неукротимый характер, удивительно ли что был он патриотом и государственником. Свершения и победы России не могли не восхищать и не вдохновлять такого человека, каким был Ломоносов. Понятно, что, будучи и поэтом и ученым, он «ставил опыты» в области теории стихосложения на вдохновляющих патриота успехах своей страны, державы - России.