Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры



<< Рефераты | << История русской литературы | 

Язык стихов о войне:

Ломоносов совершил огромный исторический про­бег от хвалебной виршевой поэзии петровского вре­мени к одической поэзии, создателем и зачинателем которой он явился. Он преобразовал русское стихо­сложение и ввел в русскую поэзию новые жанры. Однако образная система Ломоносова, торжественный стиль его одической лирики были в значительной сте­пени обращены к традициям древнерусского оратор­ского искусства и виршевой поэзии. Многие из ломоносовских сравнений, метафор, аллегорических сопоставлений восходят к русской поэзии XVII века.

В еще большей степени оды Ломоносова связаны с поэзией петровского времени. Нептуны, Марсы и Вулканы, выступающие в них, как будто прямо пере­шли сюда с живописных аллегорий петровских три­умфов. Едва речь заходит о ратных подвигах, как появляются гиганты и титаны, рычит Немейский лев, из морских глубин выплывают тритоны, потрясает трезубцем Нептун. И конечно, воспоминанием о во­инских подвигах русского народа во времена Петра навеяны слова Ломоносова, обращенные к неприяте­лям (в оде 1741 года):
Вас тешил мир, нас Марс трудил, 
Солдат ваш спал, наш в брани был, 
Терпел Беллоны шум нестройный!
Оды Ломоносова, как его похвальные слова, своей торжественной «витийственностью» близки к «орациям» петровского времени. Ломоносов продолжал тра­диции придворного панегирика, сложившиеся под воздействием хорошо ему известных со школьной скамьи теоретических взглядов и художественной практики. И в этом отношении глубоко справедливо замечание В. Г. Белинского, что «поэзия Ломоносова выросла из варварских схоластических риторик ду­ховных училищ XVII века».

Только гений Ломоносова сумел в эту мертвен­ную «витийственность» вложить страсть и пафос нового содержания, ввести новые, близкие ему темы творческого труда, науки, промышленного и культур­ного развития страны. В условные формы старого придворного стиля врываются новые элементы, по­рожденные теми глубокими изменениями, которые назревали в недрах феодального общества.

«Ломоносов если и не мог отрешиться от старой формы, то умел до известной степени подчинить ее себе, находить в ней самой такие стороны, которые позволяли выразить прогрессивные черты историче­ского развития России. Такой стороной старой рус­ской литературы и была ораторская, проповедниче­ская, витийственная стихия, которая превращала оды Ломоносова в страстные воззвания к народу.

Ломоносов сумел создать замечательные по глуби­не, поэтическому мастерству и яркости строфы, худо­жественное значение которых не померкло и в наши дни. Звуковое великолепие ломоносовских стихов, их чеканный ритм, смелость и выразительность образов повлияли на поэтическое сознание нескольких поко­лений поэтов. Отголоски ломоносовских строк слышат­ся в «Полтаве», «Анчаре», «Медном всаднике», даже «Евгении Онегине» Пушкина». [см. 5]
<< Рефераты | << История русской литературы | 
Мастерская Интернет-Технологий


Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100
Хостинг от uCoz