а) художественное освоение действительности:
Восприятие осуществляется двояким образом.
Нижний уровень - это, когда зрение, слух героя (самого автора) выступает в своем природном физическом качестве, и когда ими определяются внешние контуры, внешний предел изображаемого. Изображается то, что воспринимается человеческими органами чувств. В этом случае ощутимо присутствие человека как такового, но не индивидуальности, не личности.
Верхний уровень - это уже, когда мы имеем дело именно с индивидуальным, особенным восприятием, когда в том, что увидено, что услышано, сказывается настроение, состояние и в целом характер того, кто смотрит и слушает (или как-нибудь иначе воспринимает).
б) субъектная организация произведения:
Искусство по природе своей требует субъективности: художник, творя художественную действительность, запечатлевает в ней свое видение свое понимание реальной действительности. Читатели были приучены к тому, что идея произведения была ясна из прямых высказываний писателя, недвусмысленных выраженных авторских эмоций по поводу развития событий. Чехов же говорит ровно и спокойно, как будто его не волнует описываемое. И вместе с тем впечатление от рассказа создается огромное.
Повествование - это речь повествователя, и прямая речь персонажей - их диалоги и монологи. Любое повествование ведется от имени какого-нибудь субъекта, в зависимости от его участия в развивающихся событиях повествование может быть: от первого лица, когда сам герой рассказывает про себя и характеризует; от второго лица (ты, вы), когда повествователь рассказывает о герое, другом человеке, не о себе; и третий особый вид (он, она) повествование ведется от третьего лица, что характерно для рассказа Чехова «Дама с собачкой». Автор отказывается от многопланового повествования, повествователь и автор в данном случае сливаются в одно лицо.
в) повествователь в рассказе:
Все произведение строится на принципе объективности, когда рассказ ведется под углом зрения героя и открытым высказываниям, прямо авторским оценкам не остается места, повествование приобретает характер «без авторского», причем используется: речь нейтрального повествователя, речь повествователя, насыщенная словом героя, внутренний монолог и диалог. Повествователь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» остается почти не заметным и при этом создается впечатление его объективности: он как бы с разных сторон смотрит на героев.